Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 8487
1.

Количество страниц: 7 с.

Характерная черта севера Якутии-сплошное развитие многолетнемерзлых горных пород мощностью 300-400 м и более с температурой минус 6-10°С. Их наличие влияет на скорость термоэрозионного и термоабразионного разрушения берегов. Многие исследователи считают, что мерзлые породы тормозят флювиальную переработку, другие полагают, что мерзлота усиливает ее. Исследования, проведенные нами в низовьях рек Индигирки, Адычи и Колымы, показали, что в зависимости от конкретных условий влияние мерзлоты различное. Максимальная скорость термоэрозионного разрушения берегового обрыва была отмечена в низовьях р.Индигирки и составила 60 м/год. Этому способствовали высокая льдистость едомных отложений, большие глубины, подрусловой талик и сильное течение. В долине р.Адычи (приток Яны) береговой обрыв в излучинах отступал не более чем на 1 м/год. Невысокая скорость разрушения берегов обусловлена малой мощностью рыхлых отложений (до 3-5 м), которые залегали на русловых галечниках и при средних и низких уровнях воды часто оказывались выше ее уровня. Кроме того, отложения в береговых обрывах оказались относительно устойчивыми к размыву: они были представлены пылеватыми песками с массивной криогенной текстурой и маломощными ледяными жилами
Northern Yakutia is characterized by continuous permafrost with a thickness of 300-400 m or more with temperatures from -6 to -10°C. The occurrence of permafrost affects the rates of thermal erosion and thermal abrasion of river banks. Many investigators believe that permafrost inhibits fluvial erosion, while others think it has an enhancing effect. Our investigations along the lower reaches of the Indigirka, Adycha, and Kolyma rivers have shown that the effect of permafrost varies depending on site specific conditions. The highest rate of thermal erosion (60 m/year) was observed in the Lower Indigirka region. This was promoted by the high ice content of the yedoma deposits, the presence of a talik beneath the channel, as well as the great water depth sand strong currents. Bank recession along the meandering Adycha River, the Yana River tributary, occurs at rates of less than 1 m/year. The low rates of bank erosion can be explained by the low thickness of loose deposits (up to 3-5 m), which lay on the channel pebbles and generally remains above the low' and medium'water levels. Also, the coastal cliff deposits consisting of silty sand with a massive cryostructure and thin ice veins turned to berelatively resistant to erosion

Мурзин, Юрий Андреевич.
Реки на севере Якутии: от чего зависит разрушение мерзлых берегов = Rivers in the North of Yakutia: what Determines the Destruction of the Frozen Banks / Ю. А. Мурзин ; Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН. - (Гляциология и криология Земли) // Природа. - 2022. - N 4. - С. 38-45. Библиогр.: с. 44-45 (11 назв.).
DOI: 10.7868/S0032874X22040044

2.

Количество страниц: 8 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Подземные льды в бассейне реки Кимпиче : [к итогам полевых работ] / Ю. А. Мурзин. - (Мерзлотоведение) // Природа. - 2016. - N 10. - С. 60-67. Библиогр.: с. 67 (7 назв.).

3.

Количество страниц: 6 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Вечная мерзлота в долине реки Кючюс : [об изучении геокриологических условий в долине реки Кючюс в районе месторождения золота] / Ю. А. Мурзин // Природа. - 2014. - N 2. - С. 39-44. Библиогр.: с. 44 (5 назв.).

4.

Количество страниц: 3 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Наледи в бассейне реки Адычи : [заметки и наблюдения] / Ю. А. Мурзин. - (География) // Природа. - 2008. - N 2. - С. 71-73. Библиогр.: с. 73 (4 назв.).

5.

Количество страниц: 4 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Кигиляхи Якутии : [скалы, образующиеся от выветривания] / Ю. А. Мурзин // Природа. - 2004. - N 5. - С. 54-57. Библиогр.: с. 57.

6.

Ответственность: Красильников Дмитрий Данилович (Научный руководитель)

Год выпуска: 1981

Количество страниц: 156 с.

Иванов, А. А.
Численное моделирование электронной и мюонной компонент ШАЛ с энергией первичных частиц 10 -10 эВ : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук : 01.04.16 физика атомного ядра и элементарных частиц / Иванов Анатолий Александрович ; научный руководитель Д. Д. Красильников ; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Якутский филиал, Институт космофизических исследований и аэрономии. - Якутск, 1981. - 147 л.

7.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассматривается педагогический опыт заслуженной династии Романовых-Дьяконовых, который на разных временных отрезках оставил свой особенный след в образовательной системе республики. Начиная с родоначальника, Романова Иннокентия Михайловича, семья Романовых всегда была связана с русским языком, как с основой гуманитаризации образовательного процесса – обучения русскоязычных детей, попавших волею судьбы в сибирскую глубинку огромной страны; во-вторых, наоборот, обучение русскому языку сельских детей якутов, причем, не только непосредственно на уроках, в школе, а еще потому, что Дьяконова Матрена Петровна работала в соавторстве с учеными по созданию учебника по русскому языку в национальной школе. Немаловажна роль этой династии в управлении школами и в инновационном движении педагогического сообщества Республики Саха (Якутия).
This article examines the pedagogical experience of the honored Romanov-Dyakonov dynasty, which at different periods of time left its special mark on the educational system of the republic. Starting with the founder, Romanov Innokenty Mikhailovich, the Romanov family has always been associated with the Russian language as the basis for the humanitarization of the educational process - teaching Russian-speaking children who, by the will of fate, ended up in the Siberian outback of a huge country; secondly, on the contrary, teaching Russian to rural Yakut children, and not only directly in lessons, at school, but also because Dyakonova Matryona Petrovna co-authored with scientists to create a textbook on the Russian language in the national school. The role of this dynasty in the management of schools and in the innovative movement of the pedagogical community of the Republic of Sakha (Yakutia) is important.

Андросова, Е. И.
Педагогическая династия Романовых-Дьяконовых – глубокий след в гуманитаризации образования / Е. И. Андросова, М. П. Скрябина ; МБОУ "Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа N 2 с УИОП", МБДОУ Нижне-Бестяхский детский сад "Сказка" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 4 (133). - С. 21-23.

8.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье автор уделяет внимание деятельности основателей педагогической династии Колесниковых.
In this article, the author pays attention to the activities of the founders of the Kolesnikov pedagogical dynasty.

Тимофеева, Ю. Д.
Вклад учительской династии Колесниковых в развитие образования Сунтарского улуса / Ю. Д. Тимофеева, Е. Д. Тимофеева ; МБОУ "Хаданская средняя общеобразовательная школа им. Г. Т. Семенова" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 4 (133). - С. 24-27.

9.

Количество страниц: 3 с.

Статья посвящена трудовой и профессиональной деятельности педагогической династии Татариновых. Автором прослеживается история развития малой родины через развитие сельской школы. Пример добросовестного, творческого, бескорыстного труда основателя династии передается из поколения в поколение, сохраняя лучшие традиции образования.
The article is devoted to the labor and professional activity of the Tatarinov pedagogical dynasty. The author traces the history of the development of the small homeland through the development of the rural school. The example of conscientious, creative, selfless work of the founder of the dynasty is passed on from generation to generation, preserving the best traditions of education.

Афанасьева, В. Н.
Пример добросовестного, творческого, бескорыстного труда / В. Н. Афанасьева ; МБОУ "Мюрюнская средняя общеобразовательная школа N 1 им. Г. В. Егорова с УИОП" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 4 (133). - С. 28-30.

10.

Количество страниц: 3 с.

Народная педагогика развивается в соответствии с требованиями жизни. Благодаря исследованиям академика Геннадия Никандровича Волкова основана наука о народной педагогике. В данной статье автор делится опытом работы Центра. Рассказывает как, используя народную педагогу можно приобщить детей к природе, труду, к высшим человеческим ценностям и идеалам. Ведь достижения народной педагогики востребованы временем для широкого практического использования в учебно-воспитательном процессе, воспитании детей в семье и повышении педагогической культуры населения.
Folk pedagogy develops in accordance with the demands of life. Thanks to the research of academician Gennady Nikandrovich Volkov, the science of folk pedagogy was founded. In this article, the authors share the experience of the Center. They tell how, using folk pedagogy, one can introduce children to nature, work, to the highest human values and ideals. After all, the achievements of folk pedagogy are in demand by the time for wide practical use in the educational process, raising children in the family and improving the pedagogical culture of the population.

Васильева, Р. А.
Мероприятия центра народной педагогики, направленные на укрепление отношений семьи / Р. А. Васильева ; МБУ ДО "Центр народной педагогики им. К. С. Чиряева" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 4 (133). - С. 31-33.