Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 821
1.

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Российская писательница Александра Агафонова посетила Якутск. Она автор серии книг "Сказочные земли", в которую вошли сказки 6 регионов страны, в том числе Якутии. Сюжет о встречах писательницы в библиотеке "Детская точка кипения" в следующем сюжете
2.

Год выпуска: 2022

Композиция "Оленья упряжка" выполнена из бивня мамонта в технике рельефной и объемной резьбы по кости. В центре композиции - житель малочисленных народов Севера, едущий на упряжке с двумя оленями и с собакой. Под фигурой размещена пластина коры бивня мамонта естественного цвета с сохранённой природной фактурой поверхности. Автор косторез Петров Николай Николаевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2010

Видеозапись в исполнении младшей группы ансамбля "Аянеса" попурри из песен "Кучукэн энкэчэн" и "Хялта этэ эмэддэн" из сборника "Песни оленного края". Записано М. Д. Поповой в декабре 2010 г., Эвено-Бытантайском улусе с. Батагай - Алыта. Взято из раздела "Аудиовизуальный фонд исчезающих языков" портала ИГИиПМНС СО РАН.
5.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2010

Эвенский фольклорный ансамбль "Упэндьэл". Записано М. Д. Поповой в декабре 2010 г., Эвено-Бытантайском улусе, с. Батагай – Алыта. Взято из раздела "Аудиовизуальный фонд исчезающих языков" портала ИГИиПМНС СО РАН.
6.

Количество страниц: 5 с.

Якутия - бескрайняя республика со своей самобытной, уникальной, традиционной культурой. Коренные северные народы республики передают свои традиции и культуру из поколения в поколение, несмотря на различные политические и исторические события. На фоне культурного возрождения этнических групп в конце 90-х ХХ в., народы Саха возрождают свою национальную идентичность и кинематограф стал одним из инструментов распространения, актуализирования и сохранения традиционной культуры. Термином "Якутское кино" в данной статье будут обозначаться фильмы, созданные в Республике Саха (Якутия) или создателями фильма выступили представители коренных народов и жители РС (Я).В статье описан краткий исторический дискурс в историю якутского кино, его влияние на мировой кинематограф и роль в сохранении традиционной культуры.

Федорова, Г. А. Якутское кино как средство сохранения традиционной культуры коренных народов РС (Я) / Г. А. Федорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 272-276.

7.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Композиция "Прыжок через нарты" выполнена из бивня мамонта в технике рельефной и объёмной резьбы по кости. В центре композиции - житель малочисленных народов Севера, совершающий прыжок через нарты. Под фигурой размещена пластина коры бивня мамонта естественного цвета с сохранённой природной фактурой поверхности. Автор - косторез Постников Гаврил Гаврильевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
8.

Количество страниц: 8 с.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020-2022 гг. полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Местникова, А. Е. Традиционная обрядовая и праздничная культура арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) / А. Е. Захарова, Н. Е. Захарова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Историко-культурное наследие российской деревни: сохранение и развитие : [сборник статей IX Всероссийской (XVII средневолжской) конференции историков-аграрников, археологов, этнографов Евразии, Казань, 05-07 октября 2022 г. / редакторы: Р. М. Валеев, И. А. Гилязов, А. Г. Иванов и др.]. - Казань : Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2023. - С. 81-88.

9.

Количество страниц: 4 с.

Петров, А. А. Языки и культура народов Севера / А. А. Петров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 42-46.

10.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, темно-белого цвета, реже – белого цвета. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"