Пшенникова Елена Виссарионовна (1962)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт ; 677013, г. Якутск, ул. Ойунского, 27 ; e-mail: el_viss@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. биол. наук

Область научных интересов: Изучение морфологии клеток и тканей в условиях Крайнего Севера, цитогенетические исследования микроорганизмов, биоиндикация, санитарно-биологические исследования водоемов и оценка качества воды

ID Автора: SPIN-код: 4881-7900, РИНЦ AuthorID: 131189

Деятельность: В 1985-1996 гг. - научный сотрудник Института биологии ЯФ СО РАН. С 1996 г. работает в Якутском государственном университете.

Документы 1 - 6 из 6
1.

Количество страниц: 8 с.

По данным ВОЗ, около 6 млн. человек каждый год умирают от последствий курения. Большинство людей осознают, что табак (сигарета) - это быстродействующий наркотик, который за 7 секунд поступает в мозг и влияет на нейромедиатор ацетилхолин и его рецептор. Никотин в табаке провоцирует выброс дофамина и эндорфинов, способствующих чувству эйфории и уменьшению передачи болевых сигналов в мозге. Таким образом, это является причиной привыкания человека к курению. В табачном дыме содержится свыше 5 000 химических соединений, известно, что из них более 70 соединений канцерогенны. Одним из многочисленных пагубных воздействий табачного дыма на организм человека - это воздействие большого количества угарного газа, который затем, соединяясь с гемоглобином, образует форму карбоксигемоглобина, блокирующего перенос кислорода на 5 часов. На протяжении многих лет нами проводится анонимное анкетирование студентов на предмет курения и оценки состояния их здоровья. В процессе анкетирования мы выясняем, сколько студентов подвержены курению и что они знают о вреде курения. Анкетирование проводилось среди студентов 1-2 курса по специальности "Лечебное дело", будущих терапевтов. В основном это была молодежь от 18-21 лет - 66 чел. (83.5 %), старше 21 года до 35 лет - 13 чел. (16,5 %). Из них девушек - 51 (64,6 %), юношей - 28 (35,4 %). В детстве подвергались пассивному курению 38 (48,1 %) студентов, в настоящее время пассивными курильщиками являются 62 (78,5 %) студента. Таким образом, всего курящих оказалось 15 (18,9 %) от общего количества студентов. Здоровыми считают себя только 19 % студентов. Многие студенты отмечают частые заболевания дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и жалуются на слабое зрение
According to WHO, around 6 million people each year die from the harmful effects of tobacco. Most people are aware of nicotine in cigarettes being one of the most addictive drugs. Nicotine reaches the brain within 7 seconds and affects the neurotransmitter acetylcholine and its receptor. Nicotine in tobacco increases the release of the brain dopamine and the endorphins, which produces euphoric feeling and also blocks the transmission of pain signals. It is one of the reasons why people can become addicted to smoking. Tobacco smoke contains over 5,000 chemicals, of which more than 70 are known to cause, initiate, or promote cancer. Another harmful effect of smoking to human body is the impact of carbon monoxide, it binds to hemoglobin to form carboxyhemoglobin and causes a decrease in the capacity of blood to transport oxygen for 5 hours. During education process, we have carried out confidential questionnaire about smoking for first- and second-year students of the Therapeutic Department. The focus of this survey is on students’ smoking and their awareness and knowledge of tobacco’s adverse effects on health. Of the respondents, 66 (83.5 %) are between 18 and 21 years of age, 13 (16,5 %) are over 21 and under 35 years of age,28 (35,4 %) are male, 51 (64,6 % are female. 38 (48,1 %) students were exposed to passive smoking during childhood. 62 (78,5 %) students are current passive smokers. Thus, 15 (18,9 %) students responded they smoke tobacco. Health conditions indicates that 19 % of students defined themselves as healthy, many respondents observed that they have frequent respiratory diseases, digestive diseases, diseases of cardiovascular system, and complained for poor vision

Курение табака и здоровье студентов 1-2 курсов Медицинского института СВФУ / Е. Д. Колодезникова, Е. В. Пшенникова, А. И. Иванова, О. В. Дудоладова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 117-124.

2.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается опыт довузовской профориентации школьников в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Качество профессиональной подготовки врача и провизора во многом зависит от отбора и довузовского образования будущих студентов. Профориентационная подготовка особенно важна для будущих врачей и провизоров. Профессия врача требует не только хорошей базовой подготовки, но и определенных личностных качеств. В 1993 г. была создана Малая медицинская академия (ММА) - профориентационно-подготовительные курсы для учащихся средних школ г. Якутска, а с 1998 г. география учащихся ММА расширена за счет открытия филиалов ММА в сельских районах. Основная цель ММА: стать профориентационно-подготовительным центром для школьников Республики Саха (Якутия), в том числе проживающих в труднодоступных регионах республики, для обеспечения доступности дополнительного образования медико-биологической направленности и равных образовательных возможностей для желающих поступить в медицинские вузы. Среди основных задач, которые ставит перед собой ММА: обеспечение непрерывности обучения на довузовском и вузовском этапах подготовки врачебных и фармацевтических кадров; проведение более качественной подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы; повышение общекультурной и профессиональной компетенции будущих студентов. Все эти мероприятия направлены на ознакомление школьников со спецификой медицинской профессии, содержанием врачебной деятельности, перспективами развития специальностей. Так, школьники знакомятся с различными специальностями медицинского и фармацевтического профиля, сложностями обучения, различными специализациями, сроками обучения. В результате при поступлении абитуриенты из числа выпускников ММА четко нацелены на определенную специальность
The article deals with the experience of pre-university career counseling of schoolchildren at the Medical Institute of North-Eastern Federal University (NEFU). The quality of training doctors and pharmacists in many respects depends on the selection and pre-university education for future students. Career guidance training is important for future doctors and pharmacists. The medical profession requires not only good basic training, but also certain personal traits. In 1993 there was created the Small Medical Academy (SMA) - career guidance, training courses for secondary school students of Yakutsk City; in 1998 the geography of SMA for schoolchildren expanded by opening SMA branches in rural areas. The main purpose of the SMA: to become a professional orientation-training center for students of the Sakha Republic (Yakutia), including those living in remote regions of the republic, to ensure the availability of additional education biomedical orientation and equal educational opportunities, seeking admission to medical schools. Among the main tasks set by the SMA, there are the following: to ensure continuity of education at pre-university and university stages of preparation of medical and pharmaceutical staff; to conduct better training of graduates of secondary schools for admission to higher education; raising the general cultural and professional competence of future students. All these activities are aimed at familiarizing students with the specifics of the medical profession, the nature of medical activities, the prospects of development of specialties. Thus, students are introduced to a variety of special medical and pharmaceutical profiles, learn about difficulties, different specializations, terms of training. As a result, SMA graduates make good applicants with the clear vision of their future specializationy

Довузовская профориентация в Медицинском институте СВФУ / И. Ш. Малогулова, О. Н. Колосова, Н. В. Борисова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 106-111.

3.

Количество страниц: 8 с.

Современное высшее медицинское образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности. Речь идет о подготовке врачей, которые были бы разносторонне и глубоко образованными людьми, высокогуманными, творчески мыслящими и быстро адаптирующимися к новым условиям специалистами. Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения студентов. В отличие от стандартов прошлых она начнется уже с младших курсов, а на старших - особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога. Одним из направлений совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей - новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. Междисциплинарная интеграция базируется на идее комплексного модульного обучения. Одной из наиболее распространенных форм междисциплинарной интеграции являются традиционные интегрированные учебные занятия - лекции, семинары, практические занятия и создание междисциплинарных учебно-методических комплексов. В современной трактовке междисциплинарная интеграция - это объединение знаний и практических навыков на всех этапах подготовки специалиста; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью формирования у студентов комплексной, взаимосвязанной и целостной системы научных представлений (или компетенций). При этом в учебном плане необходимо применять модульную систему, с целью составления единого блока дисциплин, объединенного едиными целями и методами
Modern higher medical education has the main goal of implementing the professional component of personal development. We are talking about the training of doctors that would be versatile and deeply educated, highly-humane, creatively-minded and quickly adaptable to new conditions experts. The principal difference of the new standards from the former one is to increase the share of practical training in the learning process of students. Unlike standards of the past, it will start during junior years and even get more intense during senior years of study. This will allow students immediately after graduation to be ready for independent professional activities in polyclinics as a district office physician, pediatrician or outpatient dentist. One of the directions in improving the medical education is the development of interdisciplinary relations - a new didactic concept of the holistic educational process of the university. The interdisciplinary integration is based on the idea of integrated modular training. One of the most common forms of interdisciplinary integration are the traditional integrated academic classes - lectures, seminars, practical sessions, and interdisciplinary teaching methods. In the modern interpretation, the interdisciplinary integration is the combination of knowledge and practical skills in all stages of specialist training. Interdisciplinary integration is a mutual influence, interpenetration and interrelation between the content of different disciplines with the aim of building an integrated, interrelated and coherent system of scientific competencies in students. The curriculum should use a modular system, with the aim of compiling a single block of disciplines, united by a common purpose and methods

Пшенникова, Е. В. Междисциплинарная интеграция в рамках модульного образования в Медицинском институте / Е. В. Пшенникова, Н. В. Борисова, И. Ш. Малогулова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 38-45.

4.

Количество страниц: 8 с.

Показатели заболеваемости дифиллоботриозом населения Республики Саха (Якутия) / Е. В. Пшенникова, Я. А. Ахременко, И. В. Николаева, З. А. Захарова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2020. — N 1 (18). — С. 75-81. — DOI: 10.25587/SVFU.2020.18.61535
DOI: 10.25587/SVFU.2020.18.61535

5.

Количество страниц: 4 с.

Проводились исследования по поиску и выявлению пептидов, ответственных за организацию гипометаболических состояний. Анализируя влияние низких отрицательных температур в годовой динамике жизни как зимоспящих, так и крупных млекопитающих, авторы приходят к выводу, что поразительная устойчивость животных осуществляется не только развитой способностью создавать высокую теплоизоляцию, но и на этом фоне запускать пептидную регуляцию, ведущую к снижению метаболизма, а следовательно, и энергетических запросов.
The authors report their studies on isolating and revealing the structure of peptides responsible for the organization of hypobiotic states. Analyzing the influence of low negative temperatures in annual vital function of hibernators and big mammals, authors come to conclusion that extraordinary stability of animals is not only developed ability of creating high heat insulation but against that background also to trigger peptide regulation leading to a decrease in metabolism, and consequently, energy requests.

Концепция гипобиотических состояний у животных холодного климата / А. К. Ахремнко, Я. А. Ахременко, Е. В. Пшенникова // Якутский медицинский журнал. — 2018. — N 2 (62). — С. 17-20. — DOI: 10.25789/YMJ.2018.62.05.
DOI: 10.25789/YMJ.2018.62.05