Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 32
1.

Количество страниц: 5 с.

Рассматривается отражение национальной ментальности и выявляются национально-художественные традиции в поэзии Н. Харлампьевой.

Бурцева, М. А. Национально-художественное своеобразие поэзии Натальи Харлампьевой / Г. С. Попов ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова // Наука и образование. - 2009. - N 3 (54). - С. 97-101.

2.

Количество страниц: 10 с.

Н. Михалева известна среди читателей, прежде всего, как поэтесса. В поле зрения критиков тоже находится главным образом ее поэзия. Между тем в творчестве Сайа представлен целый ряд прозаических произведений. В настоящей статье рассматривается жанровая специфика малой прозы писательницы, которая включает психологические и нравоописательные рассказы, а также очень своеобразные новеллы-рефлексии. Что касается повестей, то интерес представляют не только их жанрово-композиционные особенности, но и специфические приемы и принципы персонификации в "Голубом подснежнике" и "Уйгуре". Таким образом, исходя из ценностных критериев при анализе прозаических произведений Н. Михалевой, авторы приходят к выводу, что художественная проза Сайа по своему уровню по крайней мере не уступает ее поэзии и относится к лирическому направлению в современной якутской литературе

Бурцев, А. А. Художественная проза Н. Михалевой - Сайа / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2023. - N 1 (9). - С. 5-14.
DOI: 10.25587/litteraesvfu.2023.80.57.001

4.

Количество страниц: 18 с.

Кузьмина, А. А. Поэтика хронотопа пути в якутском героическом эпосе (на материале олонхо С. Н. Каратаева "Богатырь Тонг Саар") / А. А. Кузьмина // Научный диалог. – 2022, т. 11, N 1. – С. 262-278
DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-1-262-278

5.
Авторы:
Иванова Оксана Николаевна, Харитонова Вера Степановна

Количество страниц: 2 с.

Иванова, О. Н. Поэзия в творчестве К. Д. Уткина / О. Н. Иванова, В. С. Харитонова // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – N 2 (7). – С. 31-33.

6.

Количество страниц: 10 с.

Ларионова, А. С. Мобильные параметры структуры текста в песнях стиля джиэрэтии ырыа олонхо В. О. Каратаева "Могучий Эр Соготох" / А. С. Ларионова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 5 (25). - С. 34-42.
DOI: 10.25587/q2298-4531-1771-p

7.

Количество страниц: 6 с.

Иевлев, Е. К. Социально-философские идеи произведений А. Е. Кулаковского в контексте духовных ценностей современного общества / Е. К. Иевлев, В. Е. Степанова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2021. - N 2 (02). - С. 58-63.

8.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность темы продиктована тем, что проблема северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева, написанных в период ссылки в Якутске, практически не рассматривалась. Предметом интереса исследователей, как якутских, так и российских, становились прозаические произведения и лиро-эпические поэмы писателя. Между тем именно малые формы лирики поэта-декабриста демонстрируют начало формирования сакрального образа Якутии в русской литературе. Целью статьи является рассмотрение поэтики северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского. Северный локус становится той пространственной точкой, в которой лирическому герою открывается перспектива мифологического инобытия. Текстуальный анализ с целью изучения поэтики лирики А. А. Бестужева-Марлинского позволяет выписать систему образов в художественной картине мира автора, которые определяются как мироощущением, так и мировоззрением поэта-романтика. В качестве инструментов создания системы образов поэт применяет разнообразные приемы: от троп до авторских слов. Немалое значение при этом также имеет специфическое сочетание категорий времени и пространства, подчиненное основным мотивам поэтических произведений автора. В данной работе рассматривается не только то, как средства художественной выразительности передают картину поэтического мира лирического героя, но и формируют атрибуцию северных пространств. Северные пространства через призму романтизма представляют собой идеальную ситуацию, в которой категория дома чаще всего передается через категории воспоминания или мечты. Именно через противопоставление топосов дома и Севера выстраивается итоговая картина окружающего мира, в рамках которого находит себя лирический герой. Также в художественном мире поэта можно проследить разницу между внешним (реальным) и внутренним (перцептуальным) пространством. Однако при этом пространство действительности зачастую сливается с картинами интроспекции, размывая границы между внешним и внутренним. Ассоциации, наделяющие идеальный внутренний мир лирического героя реальными картинами природы (пространство Севера), выполняют функцию достижения гармонии между внутренним и внешним пространствами.

Ощепкова, А. И. Поэтика северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского / А. И. Ощепкова, Т. С. Монастырев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 33-41. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41

9.

Количество страниц: 11 с.

Цель исследования - выявление поэтических особенностей геокультурной модели "Дьоллоох Дьокуускай" (Счастливого Якутска), формирующейся в 50-80-ых гг. ХХ в. Задачами статьи являются выявление художественных элементов, складывающихся в единый текст Счастливого Якутска; определение качественных характеристик геокультурной модели "города-университета"; актуализация идеи созидания как основного лейтмотива национальной прозы 50-80-ых гг. ХХ в. Новизна исследования заключается в изучении модели "города в городе" - города-университета, студенческого городка Сэргэлээх, объединяющем в своем едином смысловом спектре структурные уровни Счастливого Якутска: эволюцию героя, мотив мечты, концепт счастья и молодости и др. Достаточно интересно интерпретируется в спектре национально-поэтической образности концепт белого теплохода, который может быть интерпретирован как олицетворение мечты человека в узком смысле и как образ советского абсолютизма, торжественного и мощного, в широком понятии. В результате определены поэтические особенности городской культурной модели "города-университета" как основной хронотопической системы в модели Счастливого Якутска; выявлены место и роль героя прозы 50-80-ых гг. ХХ в., сознание которого чрезвычайно отзывчиво к модификациям окружающего ландшафта.

Ноева, С. Е. Поэтика "Счастливого Якутска" ("Дьоллоох Дьокуускай") в якутской прозе 50–80-ых гг. ХХ в. / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 1 (31). - С. 63-73.
DOI: 10.25587/SVFU.2023.24.54.007

10.

Количество страниц: 11 с.

До сих пор одним из сложнейших в проблеме специфики фольклора остается вопрос о степени выраженности или полного отсутствия в нем поэтического начала. На материале фольклорного собрания двух экспедиций (1938–1940 гг.) якутского исследователя А. А. Саввина предпринят опыт описания поэтизмов якутской устной традиции. В цели и задачи статьи входит анализ собственно фольклорных вариантов, зафиксированных А. А. Саввиным, в аспекте выявления в них поэтического начала, что определило структурно-типологический метод исследования. В фольклорных записях А. А. Саввина обнаруживается устойчивый слой архаических текстов, отличающихся отчетливой структурированностью поэтического плана. В связи с этим выдвинуто предположение о том, что одним из критериев отбора этих вариантов стало наличие в них поэтического начала, что позволяет рассматривать их в качестве поэтизмов архаического происхождения. Поэтическое начало в них выражается большей частью через форму и ее элементы (формулы, организация строки-стиха, повторы и параллелизмы и др.), охватывая в целом структурное развертывание всего текста. В результате анализа установлено, что наличие поэтического начала в тексте не зависит от его жанра и объема, а источником такой функциональности является поэтический язык традиции в целом, когда из этого общего наследия заимствуется арсенал поэтических средств. В то же время поэтическое начало в фольклоре принципиально отличается от поэтической функции (термин Р. О. Якобсона) в литературном тексте, оно тесно связано с одной стороны, с мифопоэтическим началом в самой традиции, являясь одной из форм его текстового выражения; с другой стороны, с устной природой фольклора и его скрытой поэтикой, в отличие от явно выраженной поэтики литературы. Тем самым проблема поэтического начала в фольклоре выводит на плоскость разграничения двух разных типов поэтики и, соответственно, различия фольклорного и литературного типов текста

Покатилова, Н. В. Поэтическое начало в фольклорном тексте: мифопоэтический аспект / Н. В. Покатилова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022. - N 4 (28). - С. 5-15.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.16.81.001