Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 473
1.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена анализу композиции и сюжетно-композиционных типов текста олонхо М. З. Мартынова "Уол Дуолан Бухатыыр". Цель исследования: рассмотреть композиционную структуру сюжета якутского героического эпоса "Уол Дуолан Бухатыыр". Задачи: изучить основные части композиционной структуры данного олонхо: экспозиция, завязка сюжета, развитие сюжета, кульминация, развязка сюжета. Гипотеза: для понимания циклов развития эпоса важное значение имеет рассмотрение характерных признаков сюжетосложения. Методы исследования: структурный анализ текста олонхо. Достигнутые результаты: в тексте олонхо "Уол Дуолан Бухатыыр" присутствует классический мотив эпического времени, М. З. Мартынов сохранил исполнение в строгой последовательности.
The article presents the analysis of the composition and plot-compositional types of the text of M.Z. Martynov's olonkho "Uol Duolan Bukhatyr". The purpose of the research is to consider compositional structure of the plot of the Yakut heroic epic "Uol Duolan Bukhatyr". The objectives are to study the main parts of the compositional structure of this olonkho: exposition, plot, plot development, climax, and plot denouement. The hypothesis is based on the assumption that in order to understand the cycles of epic development, it is important to consider the characteristic features of the plot structure. The research methods are structural analysis of the olonkho text. The results are as follows: in the text of olonkho "Uol Duolan Bukhatyr" there is a classic motive of epic time, M.Z. Martynov kept the execution in strict sequence.

Павлова, У. В. Сюжетно-композиционная структура олонхо М. З. Мартынова "Уол Дуолан Бухатыыр" / Павлова У. В., Кривошапкина А. Г., Протопопова М. Ю. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 6 (135). - С. 138-141.

2.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 120 с.

В учебном пособии на основе архивных документов, воспоминаний и художественных произведений писателей раскрывается трагедия якутского народа - переселение жителей Чурапчи в северные улусы в годы войны. Впервые анализируется жизнь и творчество известного государственного общественного деятеля А. П. Илларинова, родившегося в 1942 г. в Жиганске в семье переселенцев из Чурапчи
4.
Авторы:
Васильев Юрий Иванович, Дьаргыстай

Источник: Кыым. - 2008. - Кулун тутар 13 к. - С. 34

Количество страниц: 1 с.

О первой якутской женщине-писателе А. Неустроевой
5.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье автор представляет вниманию читателей особенности использования стихотворений на уроках географии. Проведен анализ поэзии якутских писателей, раскрывающей образы главных географических объектов России: Черное море, горы Кавказа, Крым и т.д. Автор отмечает роль стихотворений на уроках географии в разделе "Природа России" в 8 классе для эффективного освоения учениками особенности природы и духовной культуры страны.

Захаров, Н. И. Использование поэзии якутских писателей на уроках географии в разделе "Природа России" в 8 класса / Н. И. Захаров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - N 12-2 (51). - C. 149-150. - DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11559
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11559

7.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье автор представляет вниманию читателей особенности использования якутского героического эпоса, олонхо, на уроках географии. Проведен анализ географических описаний в олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", "Могучий Дьагарыма" и "Строптивый Кулун Куллустуур", раскрывающих образы географических объектов. Автор отмечает роль олонхо на уроках географии для эффективного освоения учениками особенностей природы.

Захаров, Н. И. Использование описаний географических объектов в олонхо на уроках географии / Н. И. Захаров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных иестественных наук. - 2020. - N 12-2 (51). - C. 147-148. - DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11558
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11558

8.

Количество страниц: 3 с.

Целью данного исследования является составление речевого портрета первого президента РС(Я) - М. Е. Николаева в историческо-документальном произведении Тумарча "Биһиги Аан Дархаммыт" (Наш президент) и У. А. Винокуровой "Саха бастакы Президенэ" (Первый президент Якутии). Для достижения цели исследования автор анализирует диалоги с участием образа М. Е. Николаева в художественных произведениях. В итоге анализа выявлена роль диалога при раскрытии образа М.Е. Николаева в произведениях.

Захарова, К. В. Диалог как средство раскрытия речевого портрета первого президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева в художественных произведениях / К. В. Захарова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - N 12-1 (51). - C. 201-203. - DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11637
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11637

9.

Ответственность: Кузьмина Лена Январична (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Борисова, С. В. Применение кейс-технологии как средства эффективного обучения русской литературе в национальной школе / С. В. Борисова ; научный руководитель: Л. Я. Кузьмина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - N 1-2. - C. 66-69.

10.

Количество страниц: 2 с.

В статье автор рассматривает сущность понятия функциональной грамотности в контексте учебного предмета "Якутский язык и литература". Представлен опыт использования комплексных заданий по финансовой грамотности на уроках якутского языка и литературы, применение методов и приёмов включения комплексных заданий в образовательный процесс. Каждое задание направлено на формирование определенной компетентности.
In the article, the author considers theessence of the concept of functional literacy in the contextof the subject ҺYakut language and literatureһ, presents theexperience of using complex tasks on financial literacy inthe lessons of the Yakut language and literature. Methodsand techniques for including complex tasks in the work ofa teacher of the Yakut language are presented. Each task isaimed at the formation of a certain competence.

Лебедева, Н. И. Формирование финансовой грамотности на уроках якутского языка и литературы / Н. И. Лебедева ; МБОУ "Кюсюрская средняя общеобразовательная школа" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 61-62.