Издательство: Якутский городской лицей
Год выпуска: 2013
Дата: November-December
Номер (№): 4
Количество страниц: 12 с.
- В помощь педагогам,
- Высокое имя Учитель > Учителя,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Школы РС (Я),
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Профессия Учитель...,
- ШКОЛА > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Образование и педагогические науки в Республике Саха (Якутия),
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Общее образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Методы, формы и средства обучения,
- ШКОЛА > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Копилка идей: из опыта работы,
- ШКОЛА > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Профориентация,
- ШКОЛА > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Информационная культура.
Год выпуска: 2013
В данной статье рассмотрена актуальная проблема проектирования системы развития сельских образовательных учреждений; факторы реализации проекта развития сельских школ; представлен пример организации образовательной деятельности в сельских школах с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы
Год выпуска: 2022
В статье предпринята попытка реконструкции освоения территории Центральной Якутии на примере Хангаласского района в разное время разными этническими племенами. На основе этимологического анализа топонимов исследуемой территории выявлены слои этнического влияния, следы, оставленные разными народами в ходе освоения данной территории. Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной географической науки, в частности гуманитарной географии, к взаимоотношению человека и среды, к проблемам онтологии ландшафта как источника широкого спектра социогуманитарного знания. Кроме того, вопросы этимологии топонимов в якутском языке, раскрывающей пласты знаний об историческом прошлом народов, находящихся в длительном контакте, проблемы языка и культуры народов или племен, повлиявших на формирование якутского языка, с одной стороны, с другой – диалектных особенностей в пределах одного языка для наименования одних и тех же географических объектов, еще недостаточно разработаны. Цель данной статьи – выявление этимологической составляющей топонимов Якутии для реконструкции исторического прошлого в освоении территории Центральной Якутии, определение типов выделения ландшафта разными этносами для образования топонима. Ведущим методом к исследованию данной проблемы служит сравнительно-сопоставительный с выявлением этимологической составляющей топонимов, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Изучены более 300 топонимов на материале базы топонимов Хангаласского улуса Центральной Якутии. Этимология топонима изучается на основе словарной дефиниции на материале, полученном от информантов. В результате исследования выявлены этимологические составляющие топонимов Центральной Якутии. Выбор Хангаласского улуса в изучении топонимии объясняется историческим прошлым региона, так как якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, в долинах Эркэни и Самартай. Окончательное формирование народа саха происходит на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами. Этимологическая и семантическая составляющие топонимии показывают, что топонимия Хангаласского улуса имеет наиболее древний пласт в образовании топонимии Якутии. В формировании топонимизации Хангаласского улуса основную роль сыграла река Лена и прилегающие к ней речки, ручьи, наименования которых мы находим в лингвокультурных пластах, эвенкийском, монгольском, тюркском. В формировании топонимии на основе якутского языка наблюдается пласт монгольских топонимов, который появляется раньше пласта тюркских топонимов. Следы тунгусо-маньчжурских племен наиболее древнего пласта в названиях речек, ручьев, так как они кочевали в поисках промысла и при этом на крупные объекты. Наиболее поздним пластом считаются топонимы русской этимологии, связанные с освоением территории исследуемого района русскими землепроходцами и поселением на землях Хангаласского улуса переселенных крестьян, почтовым трактом – связующим звеном Якутского края с Российской империей во времена царствований Петра I и Екатерины II. Исследование показывает поэтапность формирования топонимов по отношению к ландшафту, что позволяет систематизировать происхождение топонима в историческом и лингвистическом контексте. Материалы статьи могут быть полезными для лингвистов, историков, культурологов, географов
Издательство: Офсет
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 84 с.
Год выпуска: 2019
Издательство: Дани Алмас
Год выпуска: 2007
Количество страниц: 68 с.
- Эвенский язык > Педагогика Севера,
- В помощь педагогам дошкольного образования > Речевое развитие,
- Учимся говорить на языках народов Севера > Эвенский язык > Учебные пособия, самоучители, словари, разговорники, таблицы,
- Издания филиала института родных языков народов РФ > Иные издания и пособия,
- Языки народов Якутии > Эвенский язык > Педагогика Севера,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Образование. Воспитание,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Воспитателям.
Издательство: Просвещение
Год выпуска: 2002
Количество страниц: 76 с.
- Природа Якутии > Природа - наш дом,
- Эвенский язык > Педагогика Севера,
- В помощь педагогам дошкольного образования > Познавательное развитие,
- Языки народов Якутии > Эвенский язык > Педагогика Севера,
- Экологическая тропа > Методические материалы для педагогов и родителей,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Образование. Воспитание,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Воспитателям,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Народное образование. Воспитание. Обучение. Профессиональное и среднее специальное образование. Высшее обрзование. Организация досуга.
Издательство: Дрофа
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 100 с.
- В помощь педагогам дошкольного образования > Речевое развитие,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвенки,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Культура коренных малочисленных народов Севера.
Издательство: Просвещение
Год выпуска: 1995
Количество страниц: 198 с.
- Эвенский язык > Учебники, учебные пособия,
- Учимся говорить на языках народов Севера > Эвенский язык > Учебные пособия, самоучители, словари, разговорники, таблицы,
- Роббек Василий Афанасьевич > Учебные пособия,
- Языки народов Якутии > Эвенский язык > Учебники, учебные пособия,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Языкознание.
Ответственность: ред. З. И. Ковалева; худож. Н. А. Носкович
Издательство: Просвещение
Год выпуска: 1991
Количество страниц: 230 с.
- Эвенский язык > Учебники, учебные пособия,
- Учимся говорить на языках народов Севера > Эвенский язык > Учебные пособия, самоучители, словари, разговорники, таблицы,
- Роббек Василий Афанасьевич > Учебные пособия,
- Языки народов Якутии > Эвенский язык > Учебники, учебные пособия,
- Общественные науки. Образование > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Организация воспитания и образования. Школоведение,
- Общественные науки. Образование > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Образование. Воспитание,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Организация воспитания и образования. Школоведение,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения.
Роббек, Василий Афанасьевич.
Эвенский язык : учебник и книга для чтения для 3 класса / В. А. Роббек, Г. В. Щербаков, Н. И. Гладкова. - 2-ое изд., дораб. - Ленинград : Просвещение, 1991. - 222, [1] с.