Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 4203
1.

Количество страниц: 3 с.

Целью статьи является описание основных этапов работы по составлению якутско-русского терминологического словаря по кузнечному делу. Задачи: выявление наиболее продуктивных терминообразующих способов в якутском языке. Гипотеза: словарь является первым опытом систематизации и инвентаризации слов-терминов якутского кузнечества. В работе использовались системно-структурные и системно-функциональные методы лингвистического описания. Результаты: собраны и подвергнуты терминологизации более 400 слов-терминов и терминологических словосочетаний.
The purpose of the article is to describe the main stages of work on compiling the Yakut-Russian terminological dictionary on blacksmithing. The objectives are to identify the most productive term-forming methods in the Yakut language. The hypothesis is as follows: the dictionary is the first experience of systematization and inventory of the words-terms of the Yakut blacksmithing. The work used system-structural and system-functional methods of linguistic description. The results are as follows: more than 400 words-terms and terminological phrases were collected and subjected to terminology.

Акимова, А. С. Содержание поэтапной разработки якутско-русского терминологического словаря по кузнечному делу / А. С. Акимова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 11 (140). - С. 135-137.

2.

Количество страниц: 3 с.

Актуальность исследования: формирование российской гражданской идентичности обучающегося невозможно без учета поликультурного воспитания, основанного на диалоге различных культур. При сопоставительном анализе художественных произведений разных народов ученики видят национальное и самобытное, общее и различное, "чужое и свое". Цель статьи: рассмотреть специфику поликультурного воспитания школьников на уроках литературы через диалог культур. Задачи исследования: определение направлений поликультурного воспитания учеников на уроках литературы; сопоставление главных образов героев сказок "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо" и "Хороший Юдьюйэн" в 5 классе; выявление элементов русской и якутской национальной культуры в фольклорном жанре. Методы: анализ научно-педагогической литературы; изложение практического материала. Результаты: охарактеризована специфика поликультурного воспитания обучающихся на уроках литературы; представлен сопоставительный анализ сказок, основанный на диалоге русской и якутской культуры.
The relevance of the study lies in the fact that the formation of a student's Russian civic identity is impossible without taking into account multicultural education based on the dialogue of different cultures. In a comparative analysis of the works of art of different peoples, students see the national and original, common and different, "foreign and their own". The purpose of the article is to consider the specifics of the multicultural education of schoolchildren in literature lessons through the dialogue of cultures. The research objectives are to determine the directions of multicultural education of students in literature lessons; comparison of the main images of the heroes of the fairy tales “Ivan - a peasant son and a miracle Yudo” and “Good Yuduyen” in the 5th grade; to reveal the elements of Russian and Yakut national culture in the folklore genre. The methods are analysis of scientific and pedagogical literature; presentation of practical material. The results are as follows: the specifics of multicultural education of students in literature lessons are characterized; a comparative analysis of fairy tales based on the dialogue of Russian and Yakut culture is presented.

Никонова, Н. И. Поликультурное воспитание школьников на уроках литературы: диалог культур / Н. И. Никонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 11 (140). - С. 112-114.

3.

Количество страниц: 4 с.

Актуальность исследования: обращение к когнитивным визуальным продуктам на уроках литературы обусловлено требованиями образовательного процесса, особенностью восприятия и анализа информации обучающимися, скоростью развития инноваций в современной жизни. Цель: проанализировать использование технологии концепт-карт при изучении художественных произведений в школе. Задачи исследования: описание технологического процесса создания концепт-карт; рассмотрение портретной характеристики Г. Печорина (М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"), выявление авторского отношения в стихотворении А.А. Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека…" через создание концепт-карт на уроках литературы. Методы: анализ научно-педагогической литературы; обобщение практического материала. Результаты: охарактеризованы особенности применения концепт-карт; представлена технология применения концепт-карт на примере конкретных произведений.
The relevance of the study is explained by the appeal to cognitive visual products in literature lessons, which is due to the requirements of the educational process, the peculiarity of the perception and analysis of information by students, the speed of development of innovations in modern life. The purpose is to analyze the use of concept map technology in the study of works of art at school. The research objectives are description of the technological process of creating concept maps; consideration of the portrait characteristics of G. Pechorin (M.Yu. Lermontov “Hero of Our Time”), identification of the author's attitude in A.A. Blok's poem “Night, street, lamp, pharmacy ...” through the creation of concept maps in literature lessons. The research methods are analysis of scientific and pedagogical literature; generalization of practical material. Results: the features of the use of concept maps are characterized; the technology of using concept maps is presented on the example of specific works.

Никонова, Н. И. Изучение художественных произведений: технология концепт-карт / Никонова Н. И., Алдухова А. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 10 (139). - С. 41-44.

4.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена анализу композиции и сюжетно-композиционных типов текста олонхо М. З. Мартынова "Уол Дуолан Бухатыыр". Цель исследования: рассмотреть композиционную структуру сюжета якутского героического эпоса "Уол Дуолан Бухатыыр". Задачи: изучить основные части композиционной структуры данного олонхо: экспозиция, завязка сюжета, развитие сюжета, кульминация, развязка сюжета. Гипотеза: для понимания циклов развития эпоса важное значение имеет рассмотрение характерных признаков сюжетосложения. Методы исследования: структурный анализ текста олонхо. Достигнутые результаты: в тексте олонхо "Уол Дуолан Бухатыыр" присутствует классический мотив эпического времени, М. З. Мартынов сохранил исполнение в строгой последовательности.
The article presents the analysis of the composition and plot-compositional types of the text of M.Z. Martynov's olonkho "Uol Duolan Bukhatyr". The purpose of the research is to consider compositional structure of the plot of the Yakut heroic epic "Uol Duolan Bukhatyr". The objectives are to study the main parts of the compositional structure of this olonkho: exposition, plot, plot development, climax, and plot denouement. The hypothesis is based on the assumption that in order to understand the cycles of epic development, it is important to consider the characteristic features of the plot structure. The research methods are structural analysis of the olonkho text. The results are as follows: in the text of olonkho "Uol Duolan Bukhatyr" there is a classic motive of epic time, M.Z. Martynov kept the execution in strict sequence.

Павлова, У. В. Сюжетно-композиционная структура олонхо М. З. Мартынова "Уол Дуолан Бухатыыр" / Павлова У. В., Кривошапкина А. Г., Протопопова М. Ю. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 6 (135). - С. 138-141.

6.

Количество страниц: 3 с.

В статье рассматриваются принципы изучения собственных имен в фольклорных произведениях. Цель исследования: рассмотреть принципы изучения собственных имен. Задачи: изучить различные теории и критерии определения собственных имен. Гипотеза: при изучении собственных имен в фольклорных произведениях наиболее эффективным является культурологический подход, при котором собственное имя рассматривается как продукт определенной культуры и эпохи. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Результаты: имена собственные фольклорных персонажей выражаются яркой национально-культурной семантикой, тесно связанной с историей и культурой народов.
The article deals with the principles of studying proper names in folklore works. The purpose of the study: to consider the principles of studying proper names. Tasks: to study various theories and criteria for determining proper names. Hypothesis: when studying proper names in folklore works, the most effective is the culturological approach, in which the proper name is considered as a product of a certain culture and epoch. Research methods: analysis, synthesis, generalization, systematization. Results: proper names of folklore characters are expressed by bright national and cultural semantics closely connected with the history and culture of peoples.

Кривошапкина, А. Г. Принципы изучения собственных имен фольклорных персонажей / Кривошапкина А. Г., Павлова У. В., Протопопова М. Ю. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 5 (134). - С. 227-229.

7.
Автор:
Ауэзов Мухтар

Издательство: Жалын

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 520 с.

8.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 216 с.

Словник содержит названия языков, диалектов, говоров и их групп, расположенных на Евразийском континенте, на территориях Океании, Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, а также креольских языков. Работа является первым в лингвистической практике дифференцированным сводом лингвонимов