Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 14
1.

Год выпуска: 1999

Литературоведческий анализ повествовательных жанров якутской, юкагирской, эвенской, эвенкийской литературы 20 в. Основной интерес к первым произведениям зарождающейся прозы: рассказам 20-х годов якутской литературы, повестям 30-х годов юкагирской, эвенской литературы. Особое внимание уделяется анализу значительных произведений, ознаменовавших собой веху в развитии литературы и содержавших в себе наиболее характерные типологические черты близких по стилю и по времени создания жанровых форм.
2.

Издательство: ИПК СВФУ

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 212 с.

В данном издании представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции "Художественная литература народов Севера: традиции, современное состояние и перспективы развития", посвященной к юбилеям крупных писателей северян - к 100-летию Н. С. Тарабукина, основоположника эвенской литературы, к 90-летию П. А. Степанова-Ламутского, эвенского поэта и романиста, к 75-летию С. Н. Курилова, юкагирского прозаика-романиста.В статьях рассмотрены проблемы изучения литератур народов Севера в историко-генетическом и сравнительно-типологическим аспектах. Основной круг научных проблем включает в себя общетипологические вопросы генезиса, художественных функций традиций устного народного творчества и взаимодействия литератур. В этом свете авторы исследуют закономерности и особенности развития литератур народов Севера, своеобразие стиля писателя, рассматривают проблемы современного состояния и перспективы развития литератур народов Севера
3.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС(Я)

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 726 с.

«БИЛИМ-2023» үөрэнээччилэр, устудьуоннар, маҕыстырааннар, аспырааннар уонна эдэр учуонайдар өрөспүүбүлүкэтээҕи кэмпириэнсийэлэрин матырыйаалын хомуурунньуга үөрэнээччилэр, устудьуоннар уонна эдэр учуонайдар билим араас эйгэтин чинчийиилэрин түмүктэрин кытта билиһиннэрэр. Билим үлэһиккэ, уһуйааччыга, аспырааҥҥа, устудьуоҥҥа, үөрэнээччигэ, ону тэҥэ ааҕааччы киэҥ араҥатыгар туһуланар. Ыстатыйа ааптар эрэдээксийэтинэн бэчээттэнэр. Эрэдээксийэ санаата ааптар санаатын кытта сөп түбэспэт буолуон сөп
4.

Ответственность: Григорьева Людмила Павловна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В статье предпринята попытка определения функции и особенностей описания охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского "Дух земли" и В. С. Соловьева-Болот Боотура "Весенние заморозки". Приводятся примеры, где особенно ярко демонстрируются народные традиции и обряды, связанные с охотой, в особенности добычей медведя. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает вывод о том, что в романах подробное описание обрядов и традиций необходимо для убедительного раскрытия образа эвенов как народа. Вместе с тем в романе эвенского писателя П. Ламутского "Дух земли" описания обрядов и традиций более подробны и содержательны, имеют большое познавательное и воспитательное значение.

Константинова, Т. А. Описание охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского "Дух земли" и В. С. Соловьева-Болот Боотура "Весенние заморозки" / Т. А. Константинова ; научный руководитель Л. П. Григорьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 1 (4). - C. 35-39.

5.

Количество страниц: 6 с.

Раскрывается проблема национальной ментальности, которая сохраняет свою актуальность и в прозаических произведениях А. Кривошапкина. Автор исследует, как эвенский поэт в своих лирических произведениях опровергает сложившийся стереотип восприятия северян как суровых, замкнутых людей и, наоборот, подчеркивает их открытость, доброту и гостеприимство. Для А. Кривошапкина лучшей характеристикой человека служат слова "настоящий эвен", как, например, маленький Апок из романа "Кочевье длиной в жизнь" и юный Кирилка, герой романа "Золотой олень", который возвращается к традиционному образу жизни. Также настоящими эвенами, хранителями вековых традиций народа являются старики, образы которых встречаются во многих произведениях писателя. Глубокая нравственно-философская проблематика произведений А. Кривошапкина получила адекватное воплощение в их художественной специфике.

Бурцев, А. А. Проблема национальной ментальности в произведениях Андрея Кривошапкина / А. А. Бурцев // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 36-41

6.

Ответственность: Архипова Елена Афанасьевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В статье о воспоминаниях и заметках эвенского писателя Платона Ламутского.

Тимофеева, Л. Г. Платон Ламутскай ахтыылара уонна бэлиэтээһиннэрэ / А. Е. Черемкина ; научный руководитель Е. А. Архипова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 91-93.

7.

Ответственность: Окорокова Варвара Борисовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Статья о романе Платона Ламутского "Сир иччитэ".

Алексеева, А. А. Платон Ламутскай "Сир иччитэ" арамааныгар эбээн тыллара / О. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов СВ РФ // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 187-191.

8.

Количество страниц: 7 с.

В статье дано исследование прилагательных в эвенском языке, по которым специальных работ нет вообще. В связи с этим целью статьи является описание разных разрядов прилагательных в эвенской сказке "Нёлтэк", их грамматическая и семантическая характеристики.

Попова, М. Д. Прилагательные в эвенской сказке / М. Д. Попова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2014. - N 36. - С. 23-28.

9.

Количество страниц: 4 с.

Атласова, М. А. М. П. Федотова-Нулгынэт - хранительница эвенской культуры (на примере педагогической деятельности) / М. А. Атласова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 5 (23). - C. 27-29.

10.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается специфика локальной литературной традиции на примере творчества юкагира Н. И. Спиридонова-Тэки Одулока, эвена А. В. Кривошапкина и эвенкийки Г. И. Варламовой-Кэптукэ, выражающейся в характерных чертах авторского самосознания. Северная литература как северный текст независимо от того, на каком языке пишется, обладает высокой степенью репрезентативности, исходящей, прежде всего, из освоения уникального образа Крайнего Севера как географического пространства и ландшафта и его воздействия на картину мира северного человека, исторически сложившуюся под влиянием экстремальных природно-климатических условий. Определяются возможные параметры Һсеверной идентичностиһ в ее символических и концептуальных проявлениях в художественном тексте. Сосредотачивается внимание на доминантах в определении и описании северных территорий, в связи с чем появляется уникальная модель геопространства. Актуализируется проблема идентичности образа литературного героя - оленевода и кочевника, соотнесение образа героя с ментальным, смысловым, социальным, культурным содержанием.

Бурцева, Ж. В. К вопросу о северной идентичности в литературном тексте: на примере творчества Т. Одулока, А. Кривошапкина, Г. Кэптукэ / Ж. В. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 2 (06). - С. 5-10.
DOI: 10.25587/litteraesvfu.2022.57.63.001