Степанова Лена Анатольевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт, Кафедра "Пропедевтика детских болезней" ; 677007, г. Якутск, ул. Ойунского, 27 ; e-mail: la.stepanova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. мед. наук

Область научных интересов: Клиническая медицина, педиатрия

ID Автора: SPIN-код: 9188-8621, РИНЦ AuthorID: 646722

Деятельность: С 2001 г. работает в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 12
1.

Ответственность: Артамонова Саргылана Юрьевна (Составитель), Аммосова Аэлита Михайловна (Составитель), Захарова Надежда Михайловна (Составитель), Маринова Людмила Германовна (Составитель), Маркова Сардана Валерьевна (Составитель), Степанова Лена Анатольевна (Составитель), Ханды Мария Васильевна (Составитель), Николаева Людмила Алексеевна (Прочие), Егорова Вера Борисовна (Прочие)

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 84 с.

В пособии очерчены цели летней производственной практики, отражены общие принципы организации и содержание практики в стационаре, регламентированы обязанности студентов, базовых руководителей и руководителей от кафедр, приведены контрольные вопросы для подготовки к зачету по производственной практике, также пособие содержит подробные инструкции по оформлению документов по производственной практике. Адресовано студентам, обучающимся по специальности 32.05.02 "Педиатрия", а также руководителям летней производственной практике

Организация производственной практики студентов : учебно-методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт ; составители: С. Ю. Артамонова, Н. М. Захарова, Л. Г. Маринова [и др.] ; рецензенты: Л. А. Николаева, В. Б. Егорова. – Якутск [Издательский дом СВФУ], 2019. – 79 с. ; ISBN 978-5-7513-2802-3

2.

Количество страниц: 10 с.

Уровень сформированности школьной зрелости напрямую зависит от здоровья детей дошкольного возраста. С целью оценки психофизиологической готовности часто болеющих детей к школьному обучению обследовано 77 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы детского сада ө 8 "Родничок" г. Якутска. По результатам медицинского осмотра 7,7 % детей относились к 1 группе здоровья, 81,8 % – ко 2 группе и 10,5 % детей – к 3 группе здоровья. Дети 3 группы здоровья в течение года более 7-8 раз болели респираторными заболеваниями и имели ежемесячные пропуски в среднем от 8 до 12 дней. Диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе проводилась с помощью психологического теста Керна-Йерасека, направленного на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития зрительно-моторных функций и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. По результатам исследования, готовыми к школьному обучению (показавшими высокий уровень развития по всем тестам) были 67,5 % детей, средний уровень "школьной зрелости" имели 19,5 %, низкий уровень — 1,3 % детей. Оценка психологической готовности к обучению в школе по всем составляющим теста Керна-Йерасека позволила сделать вывод о том, что часто болеющие дети, не имея статистически достоверных отличий от здоровых сверстников по уровню развития зрительно-моторной координации, отстают от них по уровню развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, что может явиться значимой причиной нарушения адаптации детей к школе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обследования детей перед поступлением в школу и подготовки часто болеющих детей к систематическому обучению в школе с использованием специальных здоровьесберегающих программ.

Психофизиологическая готовность часто болеющих детей к школьному обучению / Н. М. Захарова, Н. А. Гуляева, С. Ю. Артамонова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2022. - N 3 (28). - C. 76-84
DOI: 10.25587/SVFU.2022.28.3.009

3.

Количество страниц: 14 с.

Российская Федерация (РФ) относится к странам с доказанным природным дефицитом йода. Актуальность данной темы обусловлена тем, что йододефицитные заболевания (ЙДЗ) занимают первое место по распространенности среди заболеваний щитовидной железы и представляют собой патологические состояния, развивающиеся в результате дефицита йода в питании, что можно предотвратить нормализацией его потребления. Цель работы состоит в выяснении актуальности уже известной информации о йододефицитных состояниях путем обзора современного литературного материала. В условиях природного дефицита йода проживает около 2 млрд человек. Более 70 % территорий РФ являются геохимической провинцией с дефицитом йода, и в настоящее время на территории страны имеются заметные диспропорции между отдельными регионами. Среди россиян отмечено снижение потребления йода в среднем до 50 – 80 мкг в день, что в 3 раза меньше установленной нормы (150 – 250 мкг). При высокой распространенности йодного дефицита в некоторых регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока обнаружены очаги тяжелой йодной недостаточности (в Республике Саха (Якутия), Тыве, Хакасии и в некоторых районах Архангельской области). Йодирование соли рекомендовано ВОЗ и ЮНИСЕФ в качестве универсального и высокоэкономичного метода ликвидации ЙДЗ в глобальном масштабе. Во многих странах мира удалось добиться существенного снижения заболеваемости тиреопатиями, ассоциированными с дефицитом йода в питании, путем законодательно принятого решения об обязательном йодировании соли, однако в РФ проблема сохраняется.

Агаева, Л. З-К. Йододефицитные состояния и пути профилактики в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) / Л. З-К. Агаева, А. М. Аммосова, Л. А. Степанова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2022. - N 2 (27). - C. 26-38
DOI: 10.25587/SVFU.2022.27.2.004

4.

Количество страниц: 4 с.

Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия" / С. В. Маркова, М. В. Ханды, А. М. Аммосова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Медицинские науки". – 2017. – N 1 (06). – C. 71-74.

5.

Количество страниц: 8 с.

Загрязнение окружающей среды в первую очередь сказывается на здоровье детского населения и может стать причиной снижения иммунитета, хронизации различных заболеваний, задержки умственного и физического развития и врожденных уродств. Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и водных источников питьевой воды. Город Якутск является неблагополучной территорией, прежде всего, по санитарно-химическому показателю качества питьевой вода из распределительной сети. В условиях отсутствия водоочистных сооружений проводится только обеззараживание воды жидким хлором, что ведет к избыточному образованию в сети водоснабжения хлороформа как продукта соединения остаточного хлора с органическими соединениями. Анализируя структуру заболеваемости детей города Якутска, необходимо отметить, что заболевания пищеварительной системы занимают 2-е место после заболеваний органов дыхания, идет рост числа заболеваний костно-мышечной и мочеполовой системы
Environmental pollution first of all affects on health of the children’s population and delays of intellectual and physical development and congenital uglinesses can become the reason of decrease in immunity, synchronization of various diseases. Among various factors of external environment influencing health of the population, a special role is played by pollution of atmospheric air and water sources of drinking water. The city of Yakutsk is the unsuccessful territory, first of all, on sanitary chemically indicator of quality drinking water from a distributive network. In the conditions of lack of water treatment constructions only water disinfecting is carried out by liquid chlorine that conducts to excess education in a chloroform water supply network as product of compound of residual chlorine with organic compounds. Analyzing structure of incidence of children of the city of Yakutsk it should be noted that diseases of a gastrointestinal tract take the 2nd place after diseases of respiratory organs, there is growth of diseases of bone and muscular and urinogenital system

Влияние экологических факторов среды на состояние здоровья детей города Якутска / П. Г. Петрова, Н. В. Борисова, С. В. Маркова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2016. — N 2 (03). — С. 12-18.

6.

Количество страниц: 6 с.

Совершенствование и реформирование системы высшего профессионального образования является необходимым условием для подготовки высокопрофессиональных специалистов в здравоохранении. Необходимость повышения эффективности обучения обусловливает изучение факторов, которые могут повлиять, как на профессиональное становление, так и на реализацию мотива учебной деятельности. При этом психологическая готовность к обучению в Медицинском институте выступает одним из важнейших регуляторов профессионализации. Значительную часть кандидатов на учебу в Медицинский институт составляют выпускники общеобразовательных школ в возрасте 16-18 лет, не обладающие устойчивыми характеристиками личностной направленности, соответствующими установками, интересами, специальными способностями, мировоззрением. Несформированность психологической готовности абитуриентов к обучению в медицинском вузе может усугубляться отсутствием положительной мотивации на работу в сфере здравоохранения. В результате часть абитуриентов Медицинского института могут характеризоваться недостаточной психологической готовностью к обучению. В связи с этим возникла необходимость исследовать психологическую готовность будущих врачей на ранних этапах профессионального становления, в период обучения в Медицинском институте. В статье рассматривается проблема мотивации поступления абитуриентов в Медицинский институт как показатель готовности к обучению в высшем медицинском учебном заведении. Также рассмотрены вопросы образовательной компетентности, позволяющие абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать и эффективно осваивать образовательную программу. Показано, что для успешной адаптации и обучения в Медицинском институте готовность к обучению играет важную роль, т.к. способствует быстрому включению в учебно-профессиональную деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что нежелательными качествами для формирования готовности к обучению в Медицинском институте являются сниженная мотивация получения профессии врача и низкая успеваемость
An improved and reformed system of higher education is a requirement for training highly qualified specialists in health care. The need to enhance the effectiveness of training requires studying the factors that may affect both the professional development and the realization of the learning activity motivation. This psychological preparedness for studying at medical school is one of the most important regulators of professionalization. A significant part of candidates to study at medical school are graduates of secondary schools aged 16-18 who do not have stable personal orientation, associated qualities, interests, certain abilities, and outlook. The lack of psychological preparedness of students to study at medical school may be worsened by the lack of positive motivation to work in the health sector. As a result, medical school applicants can be characterized by a lack of psychological preparedness to study. In this regard, there was a need to explore the psychological preparedness of future doctors in the early stages of professional development in the period of studying at medical school. The article considers the problem of motivating students entering medical school as an indicator of preparedness for studying at medical school. It also discusses the issues of educational competence enabling applicants to choose and develop an educational program effectively on their own. It is shown that the preparedness for studying plays an important role in successful adaptation and learning at medical school, since it contributes to the quick inclusion in the educational and professional activities. The results show that the undesirable qualities for forming the preparedness for studying at medical school are lower motivation to get the medical profession and poor performance

Захарова, Н. М. Мотивация абитуриентов к поступлению в медицинский институт как показатель готовности к обучению / Н. М. Захарова, Л. А. Степанова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 112-116.

7.

Количество страниц: 4 с.

Балльно-рейтинговая система оценки (БРС) успеваемости - комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. Балльно-рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. БРС поддерживает мотивацию студентов к активной и равномерной работе в течение семестра, обеспечивает осознанную самоорганизацию студентами учебной деятельности, способствует повышению эффективности регулярной самостоятельной работы, усиливает контроль над систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы посредством более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности, повышает самодисциплину студентов и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Цель данной работы заключается в сравнительном анализе балльно-рейтинговой системы с оценкой традиционного экзамена по дисциплине Һпедиатрияһ у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01. ҺЛечебное делоһ. Балльно-рейтинговая система внедрена в учебный процесс с 2011 г. Проведена сравнительная оценка успеваемости студентов, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в 2015-2016 гг. и итогов экзаменационной сессии студентов, обучившихся по Государственному образовательному стандарту 2 поколения за 2016-2017 гг. по дисциплине ҺПедиатрияһ. Результаты полученных данных показали, что проведение БРС дает возможность получения итоговой оценки по дисциплине с учетом успеваемости, стимулирует студентов на достижение более высоких результатов, повышает мотивацию на освоение образовательной программы. Внедрение новых информационных технологий, таких, как БРС, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образовательных услуг
The point-rating system (PRS) of students’ performance is a set of measures that verify the quality of the educational work of students in mastering basic educational programs. The point-rating system of knowledge assessment is intended to improve the objectivity and reliability of assessing the level of students’ training and is used as a part of the educational process management at the university. PRS maintains motivation and stable active work of students during the semester, provides a conscious self-organization of educational activities, enhances the effectiveness of regular independent work, strengthens the control over systematic work of students in mastering educational programs by higher differentiation of evaluating the results of their learning activities, promotes self-discipline and students’ responsibility for the results of their training activities. The aim of this work is the comparative analysis of the point-rating system and the assessment with a traditional exam in the course of Pediatrics for the students enrolled in the programme 31.05.01. Therapy. The point-rating system was introduced in the educational process in 2011. We compared the performance of the students under the Federal State Educational Standard of higher education in 2015-2016 and the results of the examination session of the students trained under the State Educational Standard of the 2nd generation in 2016-2017 on the course of Pediatrics. The results of the data showed that the PRS gives the opportunity of obtaining the final grade for the semester performance, stimulates students to achieve better results, increases motivation for learning educational programs. The introduction of new information technologies, such as PRS, allows to improve the system of organizing the educational process and to enhance the quality of educational services

Бально-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия" / С. В. Маркова, М. В. Ханды, А. М. Аммосова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 71-74.

8.

Количество страниц: 6 с.

Физическое развитие детей и подростков является важными параметрами здоровья и широко используются в клинической практике, а также для оценки здоровья групп детского населения и в популяционных исследованиях. Показатели физического развития должны регулярно отслеживаться для обобщения социального благополучия общества на современном этапе, так как физическое развитие очень тонко отражает физиологические процессы, происходящие в растущем организме на этапе онтогенеза. Цель данного исследования - изучение и анализ функциональных показателей с учетом образа жизни детей и подростков, проживающих в сельской местности на современном этапе. Проведена оценка физического развития и двигательной активности детей и подростков 11-15 лет, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия). Физическое развитие исследовалось с помощью антропометрии, силовые возможности при помощи кистевой динамометрии. Изучен образ жизни современных школьников, при этом особое внимание было уделено двигательной активности. При анализе полученных данных выявлено достоверное различие между полом и возрастом в физическом развитии современных школьников. В целом антропометрические данные обследованных детей и подростков соответствуют нормативам центильных таблиц. Анкетным методом изучен образ жизни сельских школьников, и выявлены факторы, влияющие на физическую дееспособность подростков. Данные исследования позволят выработать рекомендации для обеспечения оптимальной двигательной активности школьников для улучшения физической подготовленности.
Physical development of children and adolescents are important parameters of health and are widely used in clinical practice, for assessing health of children, and for population studies. Indicators of physical development must be monitored in order to understand the social condition of modern society. The aim of the work is to study and analyze functional indicators taking into account the lifestyle of children and adolescents living in rural areas. The study was conducted to assess physical development and motor activity in children and adolescents aged 11-15 living in rural districts of the Republic of Sakha (Yakutia). Physical development was examined by anthropometry, and power capabilities - hand dynamometry. We studied the lifestyle of modern schoolchildren. Particular attention was paid to motor activity. Our study clearly showed that physical development depends on the sex and age of schoolchildren. The anthropometric data of the examined children and adolescents correspond to the norms of the centile tables. Questionnaire method studied lifestyle of the rural schoolchildren and the factors that influence the physical capacity of adolescents. These studies will help to give recommendations for optimal motor activity of schoolchildren to improve physical fitness

Физическое развитие и двигательная активность современных школьников, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия) / Л. А. Степанова, С. В. Маркова, А. М. Аммосова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2018. — N 2 (11). — С. 38-43.

9.

Количество страниц: 4 с.

Распространенность курения среди детей подросткового возраста г. Якутска / Ханды М. В., //Якутский медицинский журнал. – 2019. – N 1 (65). – С. 55-57. – DOI:10.25789/YMJ.2019.65.17
DOI: 10.25789/YMJ.2019.65.17

10.

Количество страниц: 4 с.

Психоэмоциональный статус и состояние вегетативной нервной системы у подростков г. Якутска / Артамонова С. Ю., // Якутский медицинский журнал. – 2019. – N 1 (65). – С. 112-114. – DOI: 10.25789/YMJ.2019.65.34
DOI: 10.25789/YMJ.2019.65.34