Лотова Надежда Константиновна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный агротехнологический университет ; 677007, г. Якутск, ул. Сергеляхское шоссе 3/3 ; e-mail: n_lotova@mail.ru ; https://agatu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. пед. наук

Область научных интересов: Народное образование, педагогика

ID Автора: SPIN-код: 9343-4806, РИНЦ AuthorID: 370477, ORCID: 0000-0001-6842-3868

Документы 1 - 10 из 12
1.

Год выпуска: 2019

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейших изысканий по топонимике Якутии, связанными с ними вопросами происхождения и смыслового значения географических названий. Целью исследования является освещение лингвистических аспектов проблемы происхождения отдельных якутских топонимов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть языковые пласты, явившиеся основой возникновения топонимов в Якутии; охарактеризовать происхождение отдельных якутских микротопонимов, ойконимов; представить пути методической работы учителя русского языка для реализации исследовательской деятельности по изучению топонимов родного края. В статье даны сведения о происхождении отдельных топонимов республики. Описываются объективные и субъективные причины их возникновения. Авторы статьи отмечают, что успешному занятию региональной топонимикой Якутии будет способствовать знание таких языковых групп, как самодийский, юкагирский, тунгусо-маньчжурский, тюркский, монгольский, русский; знание современных живых языков и истории их развития. В статье в виде иллюстраций к происхождению того или иного топонима приводятся не только исследования в области языкознания, истории, но и народные сказания, литературно обработанные тексты. Материалы исследования могут представлять интерес для учителей русского языка, преподавателей вузов, краеведов, историков. Как считают авторы, это связано с тем, что топонимика - наука, которая позволяет узнать и историю края, и ее географические особенности, и этнографию, и фольклор, и народные традиции, и обычаи. Поэтому некоторые вопросы топонимики целесообразно включать и в образовательную среду, тем самым не только расширяя знания детей по языку, истории, географии и прочим предметам, но и прививая любовь к своей малой родине, прививая интерес к научным исследованиям
The relevance of the study is due to the need for further research on the toponymy of Yakutia, related issues of the origin and semantic meaning of geographical names. The purpose of the study is to highlight the linguistic aspects of the problem of individual Yakut toponyms origin. To achieve this goal, the following tasks are solved: to study the language strata, which were the basis for the emergence of toponyms in Yakutia; to characterize the origin of individual Yakut microtoponyms, oeconyms; to present the ways of the methodical work of the Russian language teacher for the implementation of research work on the study of the native land toponyms. The article provides information about the origin of individual toponyms in the republic. The objective and subjective reasons for their origin are described. The authors of the article note that knowing such language groups as Samoyed, Yukaghir, Manchu-Tungus, Turkic, Mongolian, Russian will contribute to the successful learning of regional toponymy of Yakutia, as well as knowledge of modern living languages and the history of their development. The article, in the form of illustrations to the origin of a toponym, cites not only the works in the field of linguistics and history, but also folk tales and literary texts. Research materials may be interesting to teachers of Russian, university academic staff, regional ethnographers, and historians. This is due to the fact that, according to the authors, toponymy is a science that allows us to learn the history of the region, its geographical features, ethnography, folklore, folk traditions and customs. Therefore, it is advisable to include some toponymic questions in the educational environment, thereby expanding not only children's knowledge of language, history, geography, etc., but also infusing children with love for their homeland, cultivating an interest in scientific research
2.

Ответственность: под общей редакцией В. П. Старостина

Издательство: Издательский дом Академии Естествознания

Год выпуска: 2014

Серия, номер выпуска: Кн. 1

Количество страниц: 118 с.

В монографии представлены статьи преподавателей кафедры философии, истории и социально-экономических наук ФГБОУ ВПО "Якутская госсельхозакадемия" (г. Якутск). Исследования охватывают широкий спектр дисциплин: начиная от научно-теоретических основ образования, этики и эстетики, социальной жизни, заканчивая историко-археологическими изысканиями на территории северной Якутии и проблемами развития туризма в Центральной части республики

Общество. Культура. Образование : монография / ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия", ФГБУН "Якутский научный центр" Сибирского отделения Российской академии наук ; под общей редакцией В. П. Старостина. - Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2014- . - 21 см. Кн. 1. - 2014. - 113 с.

4.

Ответственность: Черосов Михаил Михайлович (Автор обозрения, рецензии), Чугунов Афанасий Васильевич (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Издательский дом Академии Естествознания

Год выпуска: 2018

Серия, номер выпуска: Кн. 4

Количество страниц: 120 с.

Данное издание является четвертой книгой, выпущенной коллективом авторов объединенных идеей исследования теоретических и практических проблем своего региона для всестороннего научного анализа состояния социально-экономического положения Республики Саха (Якутия). Этот сборник научных трудов посвящен рассмотрению практических проблем, которые возникают в новых условиях стабилизации экономики. Отдельная глава посвящена «зеленой» экономике - как наиболее эффективной и перспективной тенденции в развитии северных территорий России. Также особое внимание, как всегда, уделено и проблемам аграрного образования в базовом сельскохозяйственном вузе Северо-Востока РФ - Якутской ГСХА.

Общество. Культура. Образование : монография / ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия", ФГБУН "Якутский научный центр" Сибирского отделения Российской академии наук ; под общей редакцией В. П. Старостина. – Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2014– . – Кн. 4 / авторский коллектив: Борисова В. П., Васильева Г. С., Владимирова Е. Л. [и др.]. – 2018. – 116 с. – ISBN 978-5-91327-526-4

5.

Количество страниц: 4 с.

Старостин, В. П. Основные проблемы этнопедагогики = Main problems of ethnopedagogy / В. П. Старостин, Н. К. Лотова ; Якутская государственная сельскохозяйственная академия // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N1 (106). – С. 24-27.

6.

Количество страниц: 2 с.

Лотова, Н. К. Современные тенденции в образовании / Н. Л. Лотова // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – N 1 (6). – С. 9-12.

8.

Количество страниц: 4 с.

Лотова, Н. К. Национально-региональный компонент в произведениях В. Н. Федорова / Н. К. Лотова // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – N 7 (24). – С. 42-46.

9.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассмотрен повышенный интерес к региональному компоненту в литературе старших классов, определяется тем процессом возрождения и развития территориальных и локальных общностей, которые происходят в России. Основа урока по произведениям В. Л. Серошевского - звучащий в классе текст произведения. Чтением пробуждаются чувства учащихся, включение их в процесс сотворчества с автором, в сознание его позиции, понимание красоты той формы выражения, которую выбрал автор.
The article considers the increased interest in the regional component in the literature of the senior classes, determined by the process of revival and development of territorial and local communities that occur in Russia. The basis of the lesson on the works of V. L. Seroshevsky is the text of the work that sounds in the class. Reading awakens the feelings of students, their inclusion in the process of co-creation with the author, in the consciousness of his position, understanding the beauty of the form of expression that the author has chosen.

Лотова, Н. К. Региональный компонент в произведениях В. Л. Серошевского / Н. К. Лотова, М. И. Андросова // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – N 7 (24). – С. 37-41.

10.
Авторы:

Количество страниц: 2 с.

Лотова, Н. К. Применение метода синтеза и трансдисциплинарных методик в этнопедагогических исследованиях / Н. К. Лотова, Э. Н. Цыпандина // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – N 1 (18). – С. 12-15.