Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 11180
1.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024, Т. 12, N 6

Количество страниц: 9 с.

В статье представлены результаты исследования показателей этнической идентичности якутов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). В качестве основных показателей рассмотрены выраженность этнической идентичности, позитивность и неопределённость этнической идентичности, типы этнической идентичности. Исследование проводилось в 2023–2024 гг., приняло участие 887 респондентов, распределение по полу: мужчин — 304, женщин — 583. Методики, при помощи которых изучались параметры этнической идентичности: шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности Н.М. Лебедевой, методики "Оценка позитивности и неопределенности этнической идентичности" А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой, "Типы этнической идентичности" Солдатовой Г.У., Рыжовой С.В. Результаты проведённого эмпирического исследования показывают, что для респондентов характерен высокий уровень выраженность этнической идентичности, позитивная эмоциональная направленность, низкий уровень неопределенности этнической идентичности, этническая идентичности по типу нормы, с тенденцией к гипоидентичности. Выявлены различия по полу по показателем направленности и выраженности отдельных видов этнической идентичности.
The researchers' interest in the phenomenon of ethnic identity is due to the universality of this phenomenon and its possible transformation under the influence of various social conditions. The psychological characteristics of a multiethnic region are associated with the tendency to preserve cultural diversity, which can be reflected in the basic parameters of a person's ethnic identity. The article considers research on the specifics of the manifestation of ethnic identity in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia), dynamics in various socio-cultural conditions. The article presents the results of a study of indicators of ethnic identity of the Yakuts living in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia). The main indicators considered are the severity of ethnic identity, positivity and uncertainty of ethnic identity, types of ethnic identity. The study was conducted in 2023–2024, 887 respondents took part, gender distribution: men — 304, women — 583. Methods, etc.

Егорова, А. И. Показатели этнической идентичности якутов, проживающих на территории Республики Саха (Якутии) / А. И. Егорова, К. В. Ким ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024, Т. 12, N 6. - C. 9.

2.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 6

Количество страниц: 12 с.

В последние годы в нашей стране, в том числе Республике Саха (Якутия),активно реализуется государственная национальная и языковая политика, придающая огромное значение миссии образования по сохранению языков и культур народов России. В2023 году принята Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры, проведен первый съезд учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, в них среди основных проблем отмечено отсутствие мониторинга по качеству этнокультурного образования. В 2024 году началась разработка комплексной системы оценки качества обучения народном языке, изучения культуры коренных народов региона. В статье представлен результат первого этапа прикладного исследования, в процессе которого спроектирована общая модель мониторинга этнокультурного образования, состоящая из четырех компонентов:(1) мониторинг по управлению этнокультурным образованием, проводимый министерством во всех образовательных организациях; (2) мониторинг речевого развития детей на родном языке в форме лонгитюдных исследований по выборочному отслеживанию и документированию развития устной и письменной речи (корпуса учебных текстов), формирования этнокультурных компетенций; (3) мониторинг качества образовательных достижений по предметной области "Родной язык и родная литература", внеурочной деятельности по национальной культуре;(4) мониторинг общественного мнения о качестве этнокультурного образования. Автором описаны итоги апробации первого компонента комплексного мониторинга — систематического стандартизированного наблюдения за состоянием этнокультурного образования и механизма проведения по автоматизированной информационной системе, в заключении приведены рекомендации по его внедрению в практическую деятельность.
In recent years, our country, including the Republic of Sakha (Yakutia), has been actively implementing state national and language policies that attach great importance to the mission of education to preserve the languages and cultures of the peoples of Russia. In 2023, the Concept of Teaching the Yakut Language, Literature and Culture was adopted, the first congress of teachers of native languages of indigenous peoples of the North was held, among the main problems noted was the lack of monitoring of the quality of ethnocultural education. In 2024, the development of a comprehensive system for assessing the quality of education in the native language, studying the culture of indigenous peoples of the region began. The article presents the result of the first stage of applied research, during which a general model for monitoring ethnocultural education was designed, consisting of four components: (1) monitoring of the management of ethnocultural education, conducted by the ministry in all educational organizations;(2) monitoring of speech development of children in their native language in the form of longitudinal studies on selective tracking and documentation of the development of oral and written speech (corpus of educational texts), the formation of ethnocultural competencies; (3) monitoring the quality of educational achievements in the subject area "Native language and native literature", extracurricular activities on national culture; (4) monitoring of public opinion on the quality of ethnocultural education. The author describes the results of testing the first component of comprehensive monitoring —systematic standardized observation of the state of ethnocultural education and the mechanism for it simple mentation using an automated information system, and provides recommendations for it simple mentation in practice.

Семенова, С. С. Модель проведения комплексного мониторинга в сфере этнокультурного образования / С. С. Семенова ; ГБУ "Академия наук Республики Саха (Якутия)" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 6. - C. 12.

3.

Количество страниц: 5 с.

В данной статье при помощи данных этнографии производится попытка обзора отношений человека и мамонтовой фауны. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов Севера. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. Также в статье приводятся данные по современной добыче мамонтового бивня, о связанных с ней духовных практиках. В целом мамонт в представлениях народов Севера - это опасный и иногда зловредным зверь, отношение к нему особое. Он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера, а сегодня как ресурс влияет на социально- экономическое состояние жителей Крайнего Севера, где вокруг его добычи также сформировались духовные обычаи.
In this article with the help of ethnographic data an attempt to review the relationship between man and mammoth fauna is made. The object of the study is the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North. The mammoth fauna always somehow influenced a life of the people whether social, economic or even political sphere of life, and certainly it has left the imprint in a spiritual life of a society as myths, legends and fantastic images which have partly remained till our days. Also in article the data on modern extraction of a mammoth tusk, about the spiritual practices connected with it are resulted. In general the mammoth in representations of the peoples of the North is a dangerous and sometimes malicious animal, the attitude to it is special. It participates in the process of creation of the world, is the strong spirit-assistant at the shaman, acts often in legends in a role of negative beings sometimes even chthonic character, and today as a resource influences a social and economic condition of inhabitants of the North where spiritual customs also were generated around its extraction.

Федорова, А. Р.
Этнографические аспекты изучения отношений человека и мамонта / Федорова А. Р. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 99-103.

4.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 5

Количество страниц: 11 с.

В статье представлены результаты кросскультурного исследования социокультурных факторов моральной конформности на примере Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, г. Новосибирска и г. Москва. Вышеуказанные регионы Российской Федерации - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва, которые в культурном и этнопсихологическом плане имеют как общие, так и специфичные черты. Всего в исследовании приняли участие 201 респондент. В качестве социокультурных факторов рассматривались социальные аксиомы М. Бонда и К. Леунга и культурные ориентации Г. Триандиса. Авторами понятие "моральная конформность" измерялась как разница в ответах на классические дилеммы жертвования и дилеммы в виртулаьном пространстве без давления в первом предъявлении и с пассивным давлением во втором предъявлении. В качестве пассивного давления использовалась информация о количестве ответов "Допустимо" или "Недопустимо" на дилемму в предыдущем исследовании. По полученным результатам исследования феномен моральной конформности проявляется как на классические дилеммы жертвования, так и на дилеммы в виртуальном пространстве при всех направлениях давления. Авторами обнаружены тесные связи выраженности социальных аксиом с социально-экономическими и политическими характеристиками различных стран, а также с рядом психологических характеристик их граждан. Моральная конформность обнаруживает крайне слабые связи с социокультурными факторами и не имеет различий в разрезе регионов. Результаты исследования, полученные авторами, подтверждают вывод о том, что моральная конформность в большей степени зависит от ситуативных внешних факторов (ситуации давления), чем от внутренних факторов, включая социокультурные.
The article presents the results of a cross-cultural study of socio-cultural factors of moral conformity, using the Republic of Buryatia, the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Tuva, Novosibirsk, and Moscow as examples. A total of 201 respondents participated in the study. Socio-cultural factors examined included M. Bond and K. Leung's social axioms and G. Triandis' cultural orientations. Moral conformity was measured by the difference in responses to classical sacrificial dilemmas and dilemmas in a virtual space, with no pressure in the first presentation and passive pressure in the second presentation. The passive pressure was introduced by providing information about the percentage of "Acceptableһ or ҺUnacceptable" responses to the dilemma from a previous study. The findings revealed that the phenomenon of moral conformity manifests in both classical sacrificial dilemmas and virtual space dilemmas, under all directions of pressure. Moral conformity showed very weak correlations with socio-cultural factors and exhibited no regional differences. The results confirm that moral conformity depends more on external situational factors (pressure) than on internal factors, including socio-cultural ones.

Исследование социокультурных факторов моральной конформности / И. В. Бадиев, Т. Ц. Дугарова, Л. П. Сагалакова [и др.] ; ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет", ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", ФГАОУ ВО "Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова", Медицинский институт // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 5. - C. 70.

5.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена исследованию палеонтологических походах экспедиций школьников "Эллэйада" по средней Лене Республики Саха (Якутии).

Ноговицын, П. Р.
Палеонтологические походы экспедиций школьников по средней Лене: от экспедиции школьников "Эллэйада" до республиканских и международных / Ноговицын П. Р. ; МБОУ "Ойская средняя общеобразовательная школа им. А. В. Дмитриева" // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 95-98.

6.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 3

Количество страниц: 9 с.

Актуальной проблемой современной педагогики является профориентационная работа со школьниками, поскольку выбор будущей профессии влияет на жизнь человека. Низкая обеспеченность врачами связана с тем, что студент, обучившись в Медицинском ВУЗе меняет профессию, так как ожидания, связанные с профессиональной деятельностью, не соответствует реальности. В последние годы поступление в Медицинские ВУЗы стало возможно при заключении целевых договоров о трудоустройстве по окончании обучения. При отчислении студента с целевым договором, потенциальный работодатель вправе потребовать возмещение потраченных средств на обучение несостоявшегося специалиста. Возмещение средств за обучение может быть востребованно в трехкратном размере, что представляет большую проблему для родителей студента. Необходима кропотливая профориентационная работа со школьниками, которые планируют поступать в медицинские ВУЗы. Цель исследования изучение мнения студентов 1 курса Медицинского институт Северо-Восточного федерального университета, которые поступили после окончания средней школы о своем выборе, ожиданиях и результатах. Студенты первых курсов медицинских институтов имеют слабое представление о выбранной профессии, ориентируясь в выборе на мнение родителей, учителей, родственников и друзей. Для студентов имеют значение размер будущей зарплаты, востребованность специальности. Многие студенты сомневаются в выбранной профессии. Но некоторые студенты понимают, что труд врача это большая ответственность, требующая постоянного обновления знаний, заполнения отчетной документации, моральных и психологических усилий. Профессия врача требует беззаветного служения и преданности выбранному делу.
An urgent problem of modern pedagogy is career guidance work with schoolchildren, since the choice of a future profession affects a person's life. The low availability of doctors is due to the fact that a student, having studied at a Medical university, changes his profession, since the expectations associated with professional activity do not correspond to reality. In recent years, admission to medical universities has become possible with the conclusion of targeted employment contracts upon graduation. When a student with a target contract is expelled, a potential employer has the right to demand reimbursement of the funds spent on training a failed specialist. Reimbursement of tuition fees can be demanded in three times the amount, which is a big problem for the student's parents. Painstaking career guidance is needed with students who plan to enroll in medical schools. The purpose of the study is to study the opinion of 1st year students of the Medical Institute of Northeastern Federal University who enrolled after graduating from high school about their choices, expectations and results. First-year students of medical institutes have a poor understanding of their chosen profession, focusing on the opinions of parents, teachers, relatives and friends. The size of the future salary and the relevance of the specialty are important for students. Many students doubt their chosen profession. But some students understand that the work of a doctor is a great responsibility, requiring constant updating of knowledge, filling out accounting documentation, moral and psychological efforts. The profession of a doctor requires selfless service and dedication to the chosen cause.

Иванова, О. Н. Изучение мнения студентов первого курса медицинского института о правильности выбранной профессии / О. Н. Иванова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова", Медицинский институт // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 3. - C. 88.

7.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассмотрена история транспортировки мамонтовой кости в Якутской области в XIX начала XX вв. Перевозка мамонтовой кости, как и многих других грузов осуществлялось по довольно сложной логистической системе маршрутов, усложнявшаяся еще и экстремальными природно-климатическими условиями. Доставка товаров, грузов производилась с учетом времени года, и комбинированным способом. Грузы перевозились на лошадях, на оленьих и собачьих упряжках в зависимости от рельефа местности, а на реках перевозились в основном на торговых судах и на первых появившихся пароходах в конце XIX века.
The article examines the history of transportation of mammoth bones in the Yakutsk region in the 19th and early 20th centuries. The transportation of mammoth bones, like many other goods, was carried out along a rather complex logistic system of routes, which was further complicated by extreme natural and climatic conditions. Delivery of goods, cargo was carried out taking into account the time of the year, and in a combined way. Cargoes were transported by horse, reindeer and dog sleds, depending on the terrain, and on the rivers they were transported mainly on merchant ships and on the first steamships that appeared at the end of the 19th century.

Николаев, Д. А.
История транспортировки мамонтовой кости в Якутской области в XIX – нач. XX в. / Николаев Д. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 90-94.

8.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2

Количество страниц: 12 с.

В статье представлен факторный анализ взаимосвязи выраженности жизненных ценностей с личностными показателями спортсменов высокого класса. Посвящена поиску доминирующих личностных показателей как значимых факторов в формировании жизненной сферы спортсменов высокого класса. Целью исследования выступил факторный анализ ценностно-мотивационной структуры личности в контексте личностных показателей спортсменов высокого класса. Методикой исследования ценностно-мотивационной структуры выступил "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушина. Данный тест выявляет у респондентов индивидуальную характеристику ценностной сферы человека. Для изучения личностных показателей использовались следующие методики. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, выявляющий индивидуально-психологические особенности личности. С целью изучения стратегий поведения человека в трудной ситуации использовали методику Р. Лазаруса и С. Фолкман, выявляющею сформированность копинг-механизмов респондентов в различных сферах деятельности. Для выявления у спортсменов уровня самоконтроля, мы использовали модифицированный вариант опросника уровня Дж. Роттера "Уровень субъективного контроля" (УСК). В исследовании приняли участие молодые спортсмены Республики Саха (Якутия) с разным уровнем спортивной квалификации. С целью выявления особенностей ценностно-мотивационной структуры личности спортсменов высокого класса, мы сформировали две выборки. В первую выборку вошли спортсмены высокого класса. Во вторую спортсмены, не имеющие спортивной квалификации. По итогам проведённого факторного анализа, мы получили сокращение числа показателей не взаимосвязанных с жизненными ценностями и значимостями жизненных сфер как у первой выборки, так и у второй. Выявили психологические закономерности взаимосвязи ценностно-мотивационной структуры личности с личностными чертами, стратегиями поведения в трудной ситуации, а также локусом контроля.
The article presents a factor analysis of the relationship between the expression of life values and personality indicators of high-class athletes. It is devoted to the search for dominant personality indicators as significant factors in the formation of the life sphere of high-class athletes. The purpose of the study was the factor analysis of the value-motivational structure of personality in the context of personality indicators of high-class athletes. The method of research of value-motivational structure was ҺMorphological test of life valuesһ (MTVS) by V.F. Sopov and L.V. Karpushin. This test reveals in respondents the individual characteristic of the value sphere of a person. The following techniques were used to study personality indicators. R. Kettell multifactor personality questionnaire, which reveals individual-psychological features of personality. In order to study the strategies of human behavior in a difficult situation, we used the method of R. Lazarus and S. Lazarus and S. Folkman, which reveals the formation of coping mechanisms of respondents in various spheres of activity. To identify the level of self-control in athletes, we used a modified version of J. Rotter's level questionnaire ҺLevel of Subjective Controlһ (LSC). The study involved young athletes of the Republic of Sakha (Yakutia) with different levels of sports qualification. In order to identify the peculiarities of the value-motivational structure of the personality of high-class athletes, we formed two samples. The first sample included high-class athletes. The second sample includes athletes who have no sports qualification. According to the results of the conducted factor analysis, we obtained a reduction in the number of indicators that are not interrelated with life values and importance of life spheres both in the first sample and in the second one. We have revealed psychological regularities of interrelation of value-motivational structure of personality with personality traits, strategies of behavior in a difficult situation, as well as locus of control.

Попова, М. В. Факторный анализ ценностно-мотивационной структуры личности в контексте личностных показателей спортсменов высокого класса / М. В. Попова ; ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2. - C. 76.

9.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2

Количество страниц: 9 с.

В данной статье рассмотрена проблема качества обучения предмета химии. Основной проблемой обучения предмета является недостаточное развитие интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся. Для развития интеллектуальных и творческих способностей по предмету химия нами предложено проведение элективных курсов и решение олимпиадных задач по предмету ҺХимияһ. Школьные олимпиады по учебному предмету "Химия" проводятся в качестве дополнительных занятий по внеклассной работе. Основной целью исследования является разработка методики по развитию интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся по предмету "Химия". Задачей исследования является разработка методической модели и методики достижения интеллектуальных результатов обучающихся средствами школьной олимпиады по химии. При проведении исследования обоснована необходимость исследования проблемы, связанной с подготовкой обучающихся к предметным олимпиадам по предмету "Химия", обозначены эффективные способы и методики подготовки, которые в дальнейшем способствуют к формированию научного мышления у обучающихся. В исследовании представлены примеры олимпиадных задач, план по подготовке, организации и проведение элективного курса по предмету ҺХимияһ. При работе согласно разработанного плана, у обучающихся будут сформированы навыки по решению нестандартных задач с применением творческого подхода. Было проведено обучение с решением олимпиадных задач и участием в викторинах. После проведения обучающего этапа был проведен контроль для выявления уровня развития образной памяти и интеллектуальных навыков. Развитие образной памяти после обучающего этапа распределено следующим образом: для контрольной группы уровень составил 28,57 %, для экспериментальной группы 43,60 %. Также был определен уровень развития интеллектуальных навыков: для контрольной группы она равна 23,80 %, для экспериментальной группы равна 47,90 %. Таким образом можно сделать вывод о том, что при решении олимпиадных задач в ходе проведения уроков по химии обучающиеся будут мотивированы и заинтересованы в изучении предмета, смогут быстрее и эффективнее осваивать новый материал.
This article discusses the problem of quality of teaching in the subject of chemistry. The main problem in teaching the subject is the insufficient development of intellectual and creative abilities among students. To develop intellectual and creative abilities in the subject of chemistry, we have proposed conducting elective courses and solving Olympiad problems in the subject ҺChemistryһ. School Olympiads in the academic subject ҺChemistryһ are held as additional extracurricular activities. The main goal of the study is to develop a methodology for developing intellectual and creative abilities among students in the subject ҺChemistryһ. The objective of the study is to develop a methodological model and methodology for achieving intellectual results of students through the school Olympiad in chemistry. When conducting the study, the need to study the problem associated with preparing students for subject Olympiads in the subject ҺChemistryһ was substantiated, effective methods and methods of preparation were identified, which further contribute to the formation of scientific thinking in students. The study presents examples of Olympiad problems, a plan for the preparation, organization and conduct of an elective course in the subject ҺChemistryһ. When working according to the developed plan, students will develop skills in solving non-standard problems using a creative approach. Training was conducted with solving Olympiad problems and participating in quizzes. After the training stage, a control was carried out to identify the level of development of figurative memory and intellectual skills. The development of figurative memory after the training stage is distributed as follows: for the control group the level was 28,57 %, for the experimental group 43,60 %. The level of development of intellectual skills was also determined: for the control group it was 23,80 %, for the experimental group it was 47,90 %. Thus, we can conclude that when solving Olympiad problems during chemistry lessons, students will be motivated and interested in learning the subject, and will be able to master new material faster and more efficiently.

Едисеева, Е. В. Современные особенности подготовки учащихся средней школы к участию в олимпиаде по химии / Е. В. Едисеева, О. С. Едисеев ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2. - C. 15.

10.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024, Т. 12, N 1

Количество страниц: 9 с.

В статье представлены теоретическое и эмпирическое исследование стратегий саморегуляции, как основы эффективной познавательной активности учащихся старших классов. В статье представлено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности адаптивных и неадаптивных стратегий саморегуляции. В исследовании приняло участие 120 учащихся выпускных классов в возрасте 17-18 лет. Исследование проводилось при помощи методик: опросник регуляции эмоций (ERQ) (Дж. Гросс и О. Джон) в адаптации Панкратовой А.А., Корниенко Д.С., "Опросник когнитивных ошибок" (Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилин Е.В.), "Копинг поведение в стрессовых ситуациях" (С.Н. Норман, Н. Эндлер, Д.А. Джеймс, Дж. Паркер) в адаптации Крюковой Т.А.), "Когнитивная регуляция эмоций" CERQ (Н. Гарневски, В. Крайг) в адаптации Писаревой О.Л., Гриценко А. Результаты проведённого эмпирического исследования показывают, что существуют различия между учащимися, предпочитающими адаптивные и негативные (неадаптивные) стратегии. Но нельзя сказать, что у школьников с адаптивной стратегией характерны только их позитивные характеристики, равно как и в группе детей с негативной саморегуляцией, в трудных или стрессовых ситуациях ученики в большинстве случаев избегают проблему, путем отвлечения с на другие, более позитивные, дела, или путем общения с друзьями.
The article presents a theoretical and empirical study of self-regulation strategies as the basis for effective cognitive activity of high school students. The article presents an empirical study aimed at identifying the features of adaptive and non-adaptive self-regulation strategies. The study involved 120 graduating students aged 17-18 years. The study was conducted using the following methods: questionnaire of emotion regulation (ERQ) (J. Gross and O. John) in adaptation by Pankratova A.A., Kornienko D.S., "Questionnaire of cognitive errors" (Ivanova E.S., Ratnikova E.M., Tomilin E.V.), "Coping behavior in stressful situations" (S.N. Norman, N. Endler, D.A. James, J. Parker) in the adaptation of Kryukova T.A.), "Cognitive regulation of emotions" CERQ (N. Garnevski, V. Kraig) in the adaptation of Pisareva O.L., Gritsenko A. The results of the empirical study show that there are differences between students who prefer adaptive and negative (non-adaptive) strategies. But it cannot be said that schoolchildren with an adaptive strategy are characterized only by their positive characteristics, as well as in the group of children with negative self-regulation in difficult or stressful situations, students in most cases avoid the problem by distracting themselves with other, more positive things, or by communicating with friends. The article presents a theoretical and empirical study of self-regulation strategies as the basis for effective cognitive activity of high school students.

Алексеева, П. С. Стратегии саморегуляции у учащихся старших классов / П. С. Алексеева, Д. А. Соколова, К. В. Ким ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024, Т. 12, N 1. - C. 3.