Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 63
1.

Количество страниц: 2 с.

В cтатье анализируютcя cемантика и коннотации cоcтавных номинаций ребенка: кыhыл оҕо младенец, новорожденный и ньирэй оҕо грудной младенец двух-четырех меcяцев отроду. Данные cловоcочетания cпоcобны выcтупать также c уcилительной чаcтицей уу, выполняющей функцию интенжификатора: уу кыhыл оҕо и уу ньирэй оҕо.

Попова, М. А. Коннотативные значения номинаций ребенка в якутской лингвокультуре / М. А. Попова, Л. Л. Габышева ; Северо-Восточный федеральныйуниверситет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 140-141.

2.

Количество страниц: 9 с.

В языковых вузах происходят качественные изменения, отвечающие требованиям модернизации образования, обновляются содержание и методы обучения, развивается компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов. Наряду с формированием лингвистической компетенции студентов происходит развитие других компетенций, где важное место отводится социокультурной компетенции. В формировании социокультурной компетенции студентов существенную роль играет региональный аспект языковой подготовки. Проблемы межкультурного взаимодействия способна решать личность как освоившая иноязычную культуру, так и хорошо владеющая родной культурой. Студент должен уметь представлять свою страну и регион на иностранном языке, интерпретировать смысл высказываний, исходя из культурных особенностей участников диалога. Но анализ литературы, опрос преподавателей и студентов показывают недостаточное умение студентов репрезентировать регионоведческие знания на иностранном языке. Необходимо отметить также, что вопросы реализации регионального компонента в обучении в вузе редко рассматриваются, недостаточно разработаны вопросы определения его содержания и его роли в развитии компетенций студентов. Однако региональный аспект является значимым элементом языковой подготовки студентов, и его реализация диктует поиск путей его внедрения. В статье рассматривается опыт реализации проекта "Обучение немецкому языку бакалавров-филологов с использованием регионального материала" в рамках дисциплины вариативной части учебного плана 45.03.01. Филология, профиль подготовки: Зарубежная филология (немецкий язык и литература). Включение лингвокультурного и лингво-этнопедагогического материала на немецком языке отвечала потребностям студентов в овладении регионально-ориентированными знаниями на иностранном языке. Предварительный опрос показал, что 76 % студентов из 52 опрошенных, заинтересованы в изучении регионально-ориентированного материала на иностранном языке. The way linguistic disciplines are currently taught in universities is undergoing a qualitative change, helping it meet the requirements of educational modernization, while the content and teaching methods are updated, and a competency-based approach to professional training is developed. Along with the development of linguistic competence of the students, other competencies are being formed, among which the sociocultural competence occupies an important position. In the formation of sociocultural competence, the regional aspect of language training plays an important role. The issues of intercultural interaction can better be solved by an individual who has mastered a foreign culture through its language, while having a good command and understanding of his own. The student should be able to perceive her own country and region through the lens of the foreign language of instruction, and interpret the meaning of statements based on the cultural characteristics of those participating in the dialogue. However, the data suggests (analysis of the related literature, various surveys of both teachers and students) the apparent lack of ability displayed by the students to represent satisfactory region-specific knowledge in the foreign language. Meanwhile, issues of the consideration of the regional component in teaching at the university level are rarely discussed, questions of determining its content and its role in the development of competencies in students are not sufficiently developed. Nonetheless, the regional aspect is an important element of language instruction, and it simplementation demands the search for proper ways to introduce it.The article discusses the results of implementing the project "Teaching the German language using regional material to BA students majoring in Linguistics" in the context of customizable disciplines of the curriculum: "45.03.01 Philology, training profile: Foreign philology (German language and literature)". The inclusion of linguistic and linguistic-ethnopedagogical material met the student body's need for mastering regionally-oriented knowledge in the foreign language. A preliminary survey showed that 76 % of students from 52 respondents are interested in studying regionally-oriented material of the foreign language.The results of the project made it possible to verify the feasibility of including the regional aspect in the language instruction intended for Bachelors of Philology. The results showed that the developed pedagogical conditions contribute to the increase of the level of regional socio-cultural competence of students, which in turn contribute to the development of students' agency in the dialogue of cultures.

Яковлева, А. Н. Региональный аспект языковой подготовки бакалавров-филологов / А. Н. Яковлева, С. А. Попова ;ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, N 5. -C. 23.

3.

Количество страниц: 5 с.

Ефремов, Н. Н. Х. М. Есенов - талантливый исследователь синтаксического строя казахского языка / Н. Н. Ефремов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2023. - N 2 (9). - C. 91-95. - DOI: 10.25587/ALTAISTICSVFU.2023.54.30.008
DOI: 10.25587/ALTAISTICSVFU.2023.54.30.008

4.

Количество страниц: 5 с.

Статья о первом поколении ученых-северян.

Варламова-Кэптукэ, Г. И. Первое поколение филологов-северян: путь в науку / Г. И. Варламова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 181-186.

5.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются проблемы дискриминационного дискурса в текстах региональных СМИ, рассматриваются вопросы, связанные с отношением представителей титульного этноса к выходцам из иноэтничной и иноконфессиональной среды. Выявляется роль общественно-политической газеты "Кыым" в формировании среды взаимодействия представителей различных этносов и конфессий.

Евсеев, И. В. Дискриминационный дискурс в текстах региональных СМИ (на примере общественно- политической газеты "Кыым") / И. В. Евсеев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 1 (4). - C. 64-69.

6.

Ответственность: Собакина Ирина Владимировна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Работа посвящена рассмотрению публикаций переводных произведений писателей коренных малочисленных народов Севера в литературном журнале "Чолбон".

Олесова, М. А. Переводные произведения писателей коренных малочисленных народов Севера в журнале "Чолбон" (1927-2016 гг.) / М. А. Олесова ; научный руководитель И. В. Собакина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 1 (4). - C. 83-85.

8.

Количество страниц: 6 с.

В 2012 г., когда научная общественность Якутии отмечала 95-летие Евдокии Иннокентьевны, журнал "Северо-Восточный гуманитарный вестник" в N 2 (5) традиционную рубрику по филологии посвятил значительному по объему и содержанию материалу, в котором был представлен анализ наиболее значимых научных достижений Е. И. Коркиной с позиций современной лингвистики. С учетом ранее опубликованного, в предлагаемой статье авторы пытаются осмыслить научное наследие своего старшего коллеги, прослеживая исторические истоки ее научных воззрений, размышляя о результатах конкретных исследований и пытаясь проецировать их в современность.
In 2012, when the scientifi c community of Yakutia celebrated the 95th anniversary of Evdokiya Innokentievna, the journal “North-Eastern Journal of Humanities”, in ө. 2/5, devoted a traditional column on Philology has dedicated a signifi cant amount and content of material, which presented an analysis of the most signifi cant scientifi c achievements of E.I. Korkina in terms of modern linguistics. Taking into account previously published in the article the authors try to comprehend the scientifi c heritage of his elder colleagues, tracing the historical origins of its scientifi c views, refl ecting on the results of specifi c research and trying to project them into the present.

Попова, Н. И. Научное наследие Е. И. Коркиной: истоки, достигнутое, проекция в будущее / Н. И. Попова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — С. 96-101.

9.

Количество страниц: 4 с.

Николаев, Е. Р. Ономатологи в Ульяновске : [о XVI международной научной конференции "Ономастика Поволжья", Ульяновск] / Е. Р. Николаев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — С. 134-136.