Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 13787
1.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 6

Количество страниц: 12 с.

В последние годы в нашей стране, в том числе Республике Саха (Якутия),активно реализуется государственная национальная и языковая политика, придающая огромное значение миссии образования по сохранению языков и культур народов России. В2023 году принята Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры, проведен первый съезд учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, в них среди основных проблем отмечено отсутствие мониторинга по качеству этнокультурного образования. В 2024 году началась разработка комплексной системы оценки качества обучения народном языке, изучения культуры коренных народов региона. В статье представлен результат первого этапа прикладного исследования, в процессе которого спроектирована общая модель мониторинга этнокультурного образования, состоящая из четырех компонентов:(1) мониторинг по управлению этнокультурным образованием, проводимый министерством во всех образовательных организациях; (2) мониторинг речевого развития детей на родном языке в форме лонгитюдных исследований по выборочному отслеживанию и документированию развития устной и письменной речи (корпуса учебных текстов), формирования этнокультурных компетенций; (3) мониторинг качества образовательных достижений по предметной области "Родной язык и родная литература", внеурочной деятельности по национальной культуре;(4) мониторинг общественного мнения о качестве этнокультурного образования. Автором описаны итоги апробации первого компонента комплексного мониторинга — систематического стандартизированного наблюдения за состоянием этнокультурного образования и механизма проведения по автоматизированной информационной системе, в заключении приведены рекомендации по его внедрению в практическую деятельность.
In recent years, our country, including the Republic of Sakha (Yakutia), has been actively implementing state national and language policies that attach great importance to the mission of education to preserve the languages and cultures of the peoples of Russia. In 2023, the Concept of Teaching the Yakut Language, Literature and Culture was adopted, the first congress of teachers of native languages of indigenous peoples of the North was held, among the main problems noted was the lack of monitoring of the quality of ethnocultural education. In 2024, the development of a comprehensive system for assessing the quality of education in the native language, studying the culture of indigenous peoples of the region began. The article presents the result of the first stage of applied research, during which a general model for monitoring ethnocultural education was designed, consisting of four components: (1) monitoring of the management of ethnocultural education, conducted by the ministry in all educational organizations;(2) monitoring of speech development of children in their native language in the form of longitudinal studies on selective tracking and documentation of the development of oral and written speech (corpus of educational texts), the formation of ethnocultural competencies; (3) monitoring the quality of educational achievements in the subject area "Native language and native literature", extracurricular activities on national culture; (4) monitoring of public opinion on the quality of ethnocultural education. The author describes the results of testing the first component of comprehensive monitoring —systematic standardized observation of the state of ethnocultural education and the mechanism for it simple mentation using an automated information system, and provides recommendations for it simple mentation in practice.

Семенова, С. С. Модель проведения комплексного мониторинга в сфере этнокультурного образования / С. С. Семенова ; ГБУ "Академия наук Республики Саха (Якутия)" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 6. - C. 12.

2.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 5

Количество страниц: 11 с.

В статье представлены результаты кросскультурного исследования социокультурных факторов моральной конформности на примере Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, г. Новосибирска и г. Москва. Вышеуказанные регионы Российской Федерации - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва, которые в культурном и этнопсихологическом плане имеют как общие, так и специфичные черты. Всего в исследовании приняли участие 201 респондент. В качестве социокультурных факторов рассматривались социальные аксиомы М. Бонда и К. Леунга и культурные ориентации Г. Триандиса. Авторами понятие "моральная конформность" измерялась как разница в ответах на классические дилеммы жертвования и дилеммы в виртулаьном пространстве без давления в первом предъявлении и с пассивным давлением во втором предъявлении. В качестве пассивного давления использовалась информация о количестве ответов "Допустимо" или "Недопустимо" на дилемму в предыдущем исследовании. По полученным результатам исследования феномен моральной конформности проявляется как на классические дилеммы жертвования, так и на дилеммы в виртуальном пространстве при всех направлениях давления. Авторами обнаружены тесные связи выраженности социальных аксиом с социально-экономическими и политическими характеристиками различных стран, а также с рядом психологических характеристик их граждан. Моральная конформность обнаруживает крайне слабые связи с социокультурными факторами и не имеет различий в разрезе регионов. Результаты исследования, полученные авторами, подтверждают вывод о том, что моральная конформность в большей степени зависит от ситуативных внешних факторов (ситуации давления), чем от внутренних факторов, включая социокультурные.
The article presents the results of a cross-cultural study of socio-cultural factors of moral conformity, using the Republic of Buryatia, the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Tuva, Novosibirsk, and Moscow as examples. A total of 201 respondents participated in the study. Socio-cultural factors examined included M. Bond and K. Leung's social axioms and G. Triandis' cultural orientations. Moral conformity was measured by the difference in responses to classical sacrificial dilemmas and dilemmas in a virtual space, with no pressure in the first presentation and passive pressure in the second presentation. The passive pressure was introduced by providing information about the percentage of "Acceptableһ or ҺUnacceptable" responses to the dilemma from a previous study. The findings revealed that the phenomenon of moral conformity manifests in both classical sacrificial dilemmas and virtual space dilemmas, under all directions of pressure. Moral conformity showed very weak correlations with socio-cultural factors and exhibited no regional differences. The results confirm that moral conformity depends more on external situational factors (pressure) than on internal factors, including socio-cultural ones.

Исследование социокультурных факторов моральной конформности / И. В. Бадиев, Т. Ц. Дугарова, Л. П. Сагалакова [и др.] ; ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет", ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", ФГАОУ ВО "Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова", Медицинский институт // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 5. - C. 70.

3.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена исследованию палеонтологических походах экспедиций школьников "Эллэйада" по средней Лене Республики Саха (Якутии).

Ноговицын, П. Р.
Палеонтологические походы экспедиций школьников по средней Лене: от экспедиции школьников "Эллэйада" до республиканских и международных / Ноговицын П. Р. ; МБОУ "Ойская средняя общеобразовательная школа им. А. В. Дмитриева" // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 95-98.

4.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 3

Количество страниц: 9 с.

Актуальной проблемой современной педагогики является профориентационная работа со школьниками, поскольку выбор будущей профессии влияет на жизнь человека. Низкая обеспеченность врачами связана с тем, что студент, обучившись в Медицинском ВУЗе меняет профессию, так как ожидания, связанные с профессиональной деятельностью, не соответствует реальности. В последние годы поступление в Медицинские ВУЗы стало возможно при заключении целевых договоров о трудоустройстве по окончании обучения. При отчислении студента с целевым договором, потенциальный работодатель вправе потребовать возмещение потраченных средств на обучение несостоявшегося специалиста. Возмещение средств за обучение может быть востребованно в трехкратном размере, что представляет большую проблему для родителей студента. Необходима кропотливая профориентационная работа со школьниками, которые планируют поступать в медицинские ВУЗы. Цель исследования изучение мнения студентов 1 курса Медицинского институт Северо-Восточного федерального университета, которые поступили после окончания средней школы о своем выборе, ожиданиях и результатах. Студенты первых курсов медицинских институтов имеют слабое представление о выбранной профессии, ориентируясь в выборе на мнение родителей, учителей, родственников и друзей. Для студентов имеют значение размер будущей зарплаты, востребованность специальности. Многие студенты сомневаются в выбранной профессии. Но некоторые студенты понимают, что труд врача это большая ответственность, требующая постоянного обновления знаний, заполнения отчетной документации, моральных и психологических усилий. Профессия врача требует беззаветного служения и преданности выбранному делу.
An urgent problem of modern pedagogy is career guidance work with schoolchildren, since the choice of a future profession affects a person's life. The low availability of doctors is due to the fact that a student, having studied at a Medical university, changes his profession, since the expectations associated with professional activity do not correspond to reality. In recent years, admission to medical universities has become possible with the conclusion of targeted employment contracts upon graduation. When a student with a target contract is expelled, a potential employer has the right to demand reimbursement of the funds spent on training a failed specialist. Reimbursement of tuition fees can be demanded in three times the amount, which is a big problem for the student's parents. Painstaking career guidance is needed with students who plan to enroll in medical schools. The purpose of the study is to study the opinion of 1st year students of the Medical Institute of Northeastern Federal University who enrolled after graduating from high school about their choices, expectations and results. First-year students of medical institutes have a poor understanding of their chosen profession, focusing on the opinions of parents, teachers, relatives and friends. The size of the future salary and the relevance of the specialty are important for students. Many students doubt their chosen profession. But some students understand that the work of a doctor is a great responsibility, requiring constant updating of knowledge, filling out accounting documentation, moral and psychological efforts. The profession of a doctor requires selfless service and dedication to the chosen cause.

Иванова, О. Н. Изучение мнения студентов первого курса медицинского института о правильности выбранной профессии / О. Н. Иванова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова", Медицинский институт // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 3. - C. 88.

5.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2

Количество страниц: 9 с.

В данной статье рассмотрена проблема качества обучения предмета химии. Основной проблемой обучения предмета является недостаточное развитие интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся. Для развития интеллектуальных и творческих способностей по предмету химия нами предложено проведение элективных курсов и решение олимпиадных задач по предмету ҺХимияһ. Школьные олимпиады по учебному предмету "Химия" проводятся в качестве дополнительных занятий по внеклассной работе. Основной целью исследования является разработка методики по развитию интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся по предмету "Химия". Задачей исследования является разработка методической модели и методики достижения интеллектуальных результатов обучающихся средствами школьной олимпиады по химии. При проведении исследования обоснована необходимость исследования проблемы, связанной с подготовкой обучающихся к предметным олимпиадам по предмету "Химия", обозначены эффективные способы и методики подготовки, которые в дальнейшем способствуют к формированию научного мышления у обучающихся. В исследовании представлены примеры олимпиадных задач, план по подготовке, организации и проведение элективного курса по предмету ҺХимияһ. При работе согласно разработанного плана, у обучающихся будут сформированы навыки по решению нестандартных задач с применением творческого подхода. Было проведено обучение с решением олимпиадных задач и участием в викторинах. После проведения обучающего этапа был проведен контроль для выявления уровня развития образной памяти и интеллектуальных навыков. Развитие образной памяти после обучающего этапа распределено следующим образом: для контрольной группы уровень составил 28,57 %, для экспериментальной группы 43,60 %. Также был определен уровень развития интеллектуальных навыков: для контрольной группы она равна 23,80 %, для экспериментальной группы равна 47,90 %. Таким образом можно сделать вывод о том, что при решении олимпиадных задач в ходе проведения уроков по химии обучающиеся будут мотивированы и заинтересованы в изучении предмета, смогут быстрее и эффективнее осваивать новый материал.
This article discusses the problem of quality of teaching in the subject of chemistry. The main problem in teaching the subject is the insufficient development of intellectual and creative abilities among students. To develop intellectual and creative abilities in the subject of chemistry, we have proposed conducting elective courses and solving Olympiad problems in the subject ҺChemistryһ. School Olympiads in the academic subject ҺChemistryһ are held as additional extracurricular activities. The main goal of the study is to develop a methodology for developing intellectual and creative abilities among students in the subject ҺChemistryһ. The objective of the study is to develop a methodological model and methodology for achieving intellectual results of students through the school Olympiad in chemistry. When conducting the study, the need to study the problem associated with preparing students for subject Olympiads in the subject ҺChemistryһ was substantiated, effective methods and methods of preparation were identified, which further contribute to the formation of scientific thinking in students. The study presents examples of Olympiad problems, a plan for the preparation, organization and conduct of an elective course in the subject ҺChemistryһ. When working according to the developed plan, students will develop skills in solving non-standard problems using a creative approach. Training was conducted with solving Olympiad problems and participating in quizzes. After the training stage, a control was carried out to identify the level of development of figurative memory and intellectual skills. The development of figurative memory after the training stage is distributed as follows: for the control group the level was 28,57 %, for the experimental group 43,60 %. The level of development of intellectual skills was also determined: for the control group it was 23,80 %, for the experimental group it was 47,90 %. Thus, we can conclude that when solving Olympiad problems during chemistry lessons, students will be motivated and interested in learning the subject, and will be able to master new material faster and more efficiently.

Едисеева, Е. В. Современные особенности подготовки учащихся средней школы к участию в олимпиаде по химии / Е. В. Едисеева, О. С. Едисеев ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, N 2. - C. 15.

6.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология.- 2023. - Т. 11, N 6

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматриваются результаты исследования стереотипизированного образа якутского этноса в виртуальном пространстве. Исследование было основано на контент-анализе комментариев к популярным видео, отражающим стереотипы о представителях якутского этноса. На первом этапе исследования были выявлены источники стереотипов, включая медиа, социальные сети и другие платформы. Были отобраны три популярных видео с наибольшим количеством просмотров, в которых отражены стереотипы о якутах. На втором этапе было проанализировано 57 500 комментариев, из которых было отобрано 10 700 комментариев, связанных со стереотипизированным образом якутов. При анализе данных были использованы методы семантического анализа текста и категоризации семантических единиц. В результате исследования было выявлено, что образ якутов в виртуальном пространстве в целом является положительным. Большинство комментариев содержали положительные эмоциональные оценки и отзывы о якутах. Нейтральные комментарии подтверждали или опровергали факты, а негативные комментарии были противоречивы и охватывали различные стороны действительности. Анализ содержания образа якутов по структурным компонентам показал, что в виртуальном пространстве якутам приписываются положительные личностные качества, такие как великодушие, мужественность и доброта. Также отмечается их сплоченность, верность традициям и успешность в различных сферах деятельности. Исследование подтверждает, что интернет-пространство играет значительную роль в формировании образа этносов. Неоднородность образа этноса может свидетельствовать о разнообразном опыте взаимодействия с представителями этнической группы и/или доступности информации об этносе в сети. Сформированный образ этнической группы в интернете может оказывать влияние на способ и характер интерпретации поведения представителей этноса в реальной жизни. Исследование было проведено в рамках исследовательского проекта и является важным вкладом в изучение влияния интернета на формирование образа этноса.
The article examines the results of a study on the stereotyped image of the Yakut ethnic group in the virtual space. The study was based on content analysis of comments on popular videos reflecting stereotypes about Yakut people. In the first stage of the research, sources of stereotypes were identified, including media, social networks, and other platforms. Three popular videos with the highest number of views, which reflected stereotypes about Yakuts, were selected. In the second stage, 57,500 comments were analyzed, out of which 10,700 comments related to the stereotyped image of Yakuts were selected. Text semantic analysis methods and categorization of semantic units were used for data analysis. As a result of the study, it was revealed that the image of Yakuts in the virtual space is generally positive. Most comments contained positive emotional evaluations and reviews about Yakuts. Neutral comments confirmed or refuted facts, and negative comments were contradictory and covered various aspects of reality. The analysis of the content of the Yakut image by structural components showed that in the virtual space, Yakuts are attributed with positive personal qualities such as generosity, bravery, and kindness. Their cohesion, adherence to traditions, and success in various fields of activity are also noted. The study confirms that the internet space plays a significant role in shaping the image of ethnic groups. The heterogeneity of the ethnic group's image may indicate diverse experiences of interacting with representatives of the ethnic group and/or the availability of information about the ethnic group online. The formed image of the ethnic group on the internet can influence the way and character of interpreting the behavior of ethnic group members in real life. The study was conducted within the framework of a research project and is an important contribution to the study of the internet's influence on the formation of an ethnic group's image.

Егорова, А. И. Образ этноса в виртуальном пространстве / А. И. Егорова, Т. Н. Сидорова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология.- 2023. - Т. 11, N 6. - C. 73.

7.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 6

Количество страниц: 9 с.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возможность психологических рисков в условиях цифрового обучения, ставит перед исследователями задачу на сохранение основной цели вузовского образования, путем создания условий, методик, технологий, направленных на развитие, формирование и становление личности в профессиональном, социальном, и культурном отношениях. В данной статье методом использования разработанной формы онлайн лекции, проведены исследования эффективности повышения мотивации при новом формате онлайн лекции на инженерно-техническом институте Северо-восточного федерального университета. Для исследований выбраны лекционные занятия по инженерной геодезии для направления "строительство", дисциплина общепрофилирующая, по учебному плану изучается на первом курсе, лекции ведутся поточно, в эксперименте участвовали более 467 студентов за 4 года. Выполненные эмпирические исследования, позволяют выдвинуть автору версию, что не только интеллектуальные способности студентов важны в учебной деятельности в условиях системы цифрового образования вуза, но не менее важно рассматривать и мотивацию как фактор успешности в учебе. Автор предполагает, что онлайн лекции, в современных условиях имея различные формы, типы, должны иметь деятельностную концепцию, с применением функций цифровой технологии и это рассматривается как возможность повышения успешности мотивации к учебной деятельности. В заключении автор предполагает, что положительные результаты экспериментальных исследований подтверждают правомерность выдвинутых предположений о мотивации, как фактора успешности в учебной деятельности в условиях цифрового обучения. Вместе с тем, проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы мотивации, в педагогическом, социальном и психологическом контекстах в условиях современного цифрового общества.
The relevance of the research topic is due to the fact that the possibility of psychological risks in the context of digital learning sets researchers the task of preserving the main goal of university education by creating conditions, methods, technologies aimed at the development, formation and formation of personality in professional, social, and cultural relations. In this article, by using the developed online lecture form, studies of the effectiveness of increasing motivation with a new online lecture format at the Engineering and Technical Institute of the Northeastern Federal University have been conducted. Lectures on engineering geodesy for the direction of "construction" were chosen for research, the discipline is general, according to the curriculum it is studied in the first year, lectures are conducted in-line, more than 467 students participated in the experiment for 4 years. The empirical studies carried out allow the author to put forward the version that not only the intellectual abilities of students are important in educational activities in the conditions of the university's digital education system, but it is equally important to consider motivation as a factor of success in studies. The author suggests that online lectures, in modern conditions, having various forms, types, should have an activity concept, using the functions of digital technology, and this is considered as an opportunity to increase the success of motivation for educational activities. In conclusion, the author suggests that the positive results of experimental studies confirm the validity of the assumptions made about motivation as a factor of success in educational activities in the context of digital learning. At the same time, the conducted research showed the need for further development of the problem of motivation in pedagogical, social and psychological contexts in the conditions of modern digital society.

Варламова, Л. Д. Мотивация как фактор в освоении онлайн-лекции в условиях цифрового образовательного пространства / Л. Д. Варламова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 6. - C. 17.

8.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 6

Количество страниц: 13 с.

Профессионально-методическая подготовка студентов к педагогической деятельности является одной из главных проблем в вузах. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые по своей сути являются методологической основой для определения успешности деятельности образовательных учреждений и эффективности процесса обучения как для высшей школы, а также всей системы школьного образования, требует иной подход к самой подготовке и оценке достигнутых компетенций, заявленных во федеральных государственных образовательных стандартах. То есть, чем качественнее будет подготовлен выпускник вуза и насколько он будет востребован на рынке труда, зависит в будущем не только успешность выпускника школы, но и самого образовательного учреждения. Но, в реальной практике подготовки будущих учителей предметников в условиях вуза, возникают ряд открытых вопросов: "как измерить профессиональной компетентность будущего учителя?", "как оценить уровень профессиональной компетентность будущего учителя?" "как определить готовность выпускника вуза к педагогической деятельности?", "как и с помощью каких средств формировать и оценивать профессиональную компетентность будущего учителя?". Цель данной статьи заключается в обосновании использования практико-ориентированных учебных заданий как средства, формирующие и оценивающие профессиональную компетентность будущих учителей химии. В исследовании использовались общетеоретические методы обобщения, систематизации, анализа, сравнения и анкетирование. Результаты исследования и ключевые выводы: разработан комплекс практикоориентированных учебных заданий для подготовки будущих учителей химии и предложена процедура оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности.
One of the main problems in universities is professional and methodological preparation of students for teaching activities. The transition to new educational standards, which in essence are a methodological basis for determining the success of educational institutions and the effectiveness of the learning process both for higher education and the entire school education system, dictates a different approach to the preparation and assessment of the achieved competencies stated in the Federal State Educational Standards. After all, it is known that the future success of not only the school graduate, but also the educational institution itself depends on the level of preparation and relevance of the graduate in the labor market. At the same time, in the actual training practice of future teachers in universities, a number of questions arise, for example: "how to determine the degree of readiness of a university graduate receiving professional training?", "how to measure and evaluate the level of their professional competence?". The purpose of the article is to substantiate the use of practice-oriented educational tasks as a means of forming and assessing the professional competence of future chemistry teachers. The study used general theoretical methods of generalization, systematization, analysis, comparison and questioning. Research results and key conclusions: a set of practice-oriented educational tasks has been developed for the training of future chemistry teachers and a procedure for assessing the level of professional competence has been proposed.

Аржакова, М. И. Практико-ориентированные учебные задания как средство оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей химии / М. И. Аржаковая, К. Е. Егорова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 6. - C. 17.

9.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 5

Количество страниц: 11 с.

Дошкольные образовательные организации, функционирующие в условиях ограниченного функционирования родного языка воспитанников, нуждаются в научно-методической поддержке по реализации принципа учета этнокультурной ситуации развития ребенка, в том числе по созданию развивающей речевой среды. В связи с этим необходимо принятие научно обоснованных системных мер, направленных на повышение качества родной речи педагогов, создание необходимых базовых условий, в том числе цифровых ресурсов, развивающей речевой среды, специальной методики, раскрывающей речевой потенциал детей. В статье дано комплексное описание результатов исследования по созданию развивающей речевой среды на родном языке в дошкольных образовательных организациях. Представлены следующие результаты: (1) описание образовательных практик, построенных по принципу "одно лицо - один язык" и направленных на развитие у детей дошкольного возраста раннего двуязычия; (2) анализ основных проблем речевой среды в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в билингвальной среде; (3) описание модели создания развивающей речевой среды на родном языке в дошкольных образовательных организациях на основе использования принципа "одно лицо - один язык" и понятия "развивающая речевая среда". Модель развивающей речевой среды на родном языке предназначена для использования детскими садами, реализующими образовательную программу в условиях билингвального пространства. При построении и реализации модели следует ответственно относиться к разработке каждого её компонента: стремиться к максимальному обогащению предметно-пространственной среды, обеспечивать непрерывное обучение работников родному языку воспитанников, совершенствовать и развивать частные методики речевого развития на родных языках, обеспечивать вовлечение в работу по речевому развитию детей всех участников образовательных отношений, включая родителей воспитанников.
Preschool educational organizations operating in conditions of limited functioning of the pupils' native language need scientific and methodological support to implement the principle of taking into account the ethnocultural situation of the child's development, including the creation of a developmental speech environment. In this regard, it is necessary to take scientifically based systemic measures aimed at improving the quality of teachers' native speech, creating the necessary basic conditions, including digital resources, a developing speech environment, and a special methodology that reveals the speech potential of children. The article provides a comprehensive description of the results of research on the creation of a developmental speech environment in the native language in preschool educational organizations. The following results are presented: (1) description of educational practices built on the principle of Һone person - one languageһ and aimed at developing early bilingualism in preschool children; (2) analysis of the main problems of the speech environment in preschool educational organizations operating in a bilingual environment; (3) description of the model for creating a developing speech environment in the native language in preschool educational organizations based on the use of the principle of Һone person - one languageһ and the concept of Һdeveloping speech environmentһ. The model of a developing speech environment in the native language is intended for use by kindergartens implementing an educational program in a bilingual environment. When constructing and implementing the model, one should take a responsible approach to the development of each of its components: strive to maximize the enrichment of the subject-spatial environment, ensure continuous training of workers in the native language of pupils, improve and develop private methods of speech development in native languages, ensure the involvement of children in speech development work all participants in educational relations, including parents of students.

Андросова, Ю. В. Создание развивающей речевой среды на родном языке в дошкольных образовательных организациях / Ю. В. Андросова ; Центр изучения, сохранения и развития родного языка Академии наук Республики Саха (Якутия) // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 5. - C. 9.

10.

Источник: Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 4

Количество страниц: 9 с.

Данная статья посвящена кураторству в высшем учебном заведении. Авторами статьи разработана анкета и проведено анкетирование среди студентов пятого курса Северо-Восточного федерального университета. Работа куратора складывается из учебной (контроль за успеваемостью студентов), научной ( подготовка совместной научной работы, статей, руководство научным кружком) деятельностью, контроль за заселением студентов в общежитие, дежурства в общежитии, внеучебной (посещением театров, кино, концертов и т. д.), воспитательной работы(проведение собраний, кураторских часов, работа с родителями студентов) и т. д. Целью анкетирования явилось изучение мнения студентов о необходимых видах деятельности кураторов. Были опрошены студенты 5 курса Медицинского института Северо-Восточного федерального университета с помощью анкеты, разработанной авторами статьи. Данные виды деятельности были отражены в анкете. Согласно проведенному анализу ответов студентов были получены следующие результаты: студенты нуждаются в кураторах. Кураторы быстро улаживают проблемы с заселением в общежитие, конфликты с другими преподавателями и студентами, оперативно оповещают об изменениях в расписании и регламенте сессии. Студентам нравится проводить время с кураторами: участвовать в мероприятиях высшего учебного заведения, посещать кино, театры, концерты. При этом студенты негативно относятся к работе кураторов с родителями, считают себя взрослыми людьми, которые могут решить свои проблемы сами. Институт кураторов в высшем учебном заведении является необходимым, так как позволяет быстро и оперативно доносить до студентов информацию от администрации ВУЗа. Кураторство - это мера профилактики отчислений студентов, позволяющая сохранить контингент обучающихся.
This article is devoted to curatorship at the university. The authors of the article developed a questionnaire and conducted a survey among fifth-year students of the Northeastern Federal University. The curator's work consists of educational (monitoring the progress of students), scientific (preparation of joint scientific work, articles, leadership of the scientific circle) activities, control over the settlement of students in the dormitory, duty in the dormitory, extracurricular (visiting theaters, movies, concerts, etc.), educational work (holding meetings, curatorial hours, work with the parents of students), etc. The purpose of the survey was to study the opinion of students about the necessary activities of curators. The 5th year students of the Medical Institute of the Northeastern Federal University were interviewed using a questionnaire developed by the authors of the article. These types of activities were reflected in the questionnaire. According to the analysis of the students' responses, the following results were obtained: students need curators. Curators quickly settle problems with settling into the dormitory, conflicts with other teachers and students, promptly notify about changes in the schedule and rules of the session. Students like to spend time with curators: participate in university events, attend movies, theaters, concerts. At the same time, students have a negative attitude to the work of curators with their parents, consider themselves adults who can solve their problems themselves. The institute of curators at the university is necessary, as it allows you to quickly and efficiently convey information to students from the university administration. Curatorship is a measure of prevention of student expulsions, which allows you to maintain a contingent of students.

Иванова, О. Н.
Роль куратора в учебном процессе высшегоучебного заведения / О. Н. Иванова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, N 4. - С. 278-280.