Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 14128
1.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье автор уделяет внимание систематизации деятельности учителя родного языка и литературы на основе образовательной деятельности в условиях обновленных ФГОС ОО, СОО.
In this article, the author pays attention to the systematization of the activities of the teacher of the native language and literature based on educational activities in the context of the updated Federal State Educational Standards of General Education, Secondary General Education.

Каженкин, Р. Н.
Кабинет якутского языка и литературы как условие повышения качества образовательной деятельности / Р. Н. Каженкин ; МОБУ “Национальная гимназия “Айыы Кыһата” // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 59-61.

2.

Количество страниц: 3 с.

Рассматриваются теоретические и практические вопросы изменений в образовании, вызванных "цифровыми" технологиями u обусловивших новые требования к образовательному процессу в современной школе. Опираясь нa результаты собственного исследования в школе, aвтop определяет степень использования и влияния интернет-технологий в образовательном процессе в школе, нa возможности формирования информационной компетентности учеников и учителей.
The article considers theoretical and practical issues of changes in education caused by "digital" technologies and determining new requirements for the educational process in a modern school. Based on the results of his own research at school, the author determines the degree of use and influence of Internet technologies in the educational process at school, on the possibilities of forming the information competence of students and teachers.

Сивцева, П. И.
Тилда и лонгриды - один из эффективных приемов обучения в современной школе / П. И. Сивцева ; МБОУ "2-Жемконская средняя общеобразовательная школа" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 56-58.

3.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена проблеме развития интереса к чтению. Отражен опыт работы воспитателя с педагогами по вопросам литературного образования детей дошкольного возраста, приведены авторские стихи регионального содержания для детей.
The article is devoted to the problem of developing interest in reading. The experience of the educator with teachers on issues of literary education of preschool children is reflected, the author’s poems for children of regional content are given.

Попова, М. П.
Развитие интереса к чтению детей дошкольного возраста / М. П. Попова ; МБДОУ "Батаринский детский сад" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 54-55.

4.

Количество страниц: 11 с.

Проблема недостаточной сформированности soft skills у выпускников вузов, особенно в условиях ускоряющейся цифровизации образования, является важной для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке труда. Настоящее исследование посвящено решению вопроса повышения эффективности формирования у студентов таких ключевых неспециализированных навыков, как коммуникация, критическое мышление, креативность и командная работа, востребованных современными работодателями. Цель исследования - разработка и эмпирическая апробация модели цифровой экосистемы проектной деятельности (далее - ЦЭПД), ориентированной на целенаправленное формирование указанных soft skills. В качестве материалов исследования использовались данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, экспертной оценки разработанной модели ЦЭПД, а также результаты педагогического эксперимента. Применялись методы педагогического моделирования, статистического анализа данных для оценки эффективности внедрения ЦЭПД. Предлагаемая модель ЦЭПД представляет собой интегрированную цифровую среду, объединяющую образовательные платформы, инструменты онлайн-коммуникации и облачные сервисы, обеспечивающие возможность эффективной совместной работы над учебными проектами. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали статистически значимое улучшение показателей развития soft skills (коммуникативных навыков, критического мышления, креативности и умения работать в команде) у студентов, вовлеченных в проектную деятельность в рамках разработанной ЦЭПД, по сравнению с контрольной группой. Сделан вывод о целесообразности и перспективности внедрения цифровых экосистем проектной деятельности в образовательный процесс вузов. Практическая значимость исследования заключается в предоставлении модели ЦЭПД, которая может быть использована для повышения качества подготовки студентов и их адаптации к требованиям современного рынка труда, а также для дальнейшего развития цифровых инструментов поддержки проектной деятельности в высшем образовании.
The problem of insufficiently developed soft skills among university graduates, particularly in the context of accelerating digitalization of education, is crucial for ensuring competitiveness in the modern labor market. This research addresses the issue of improving the effectiveness of developing in students such key non-specialized skills as communication, critical thinking, creativity, and teamwork, which are in demand by contemporary employers. The aim of the study is to develop and empirically test a model of a digital project activity ecosystem (hereinafter referred to as DPAE), focused on the targeted development of the aforementioned soft skills. The research materials included data obtained from an analysis of scientific and methodological literature, expert evaluation of the developed DPAE model, as well as the results of a pedagogical experiment. Methods of pedagogical modeling and statistical data analysis were applied to assess the effectiveness of the DPAE implementation. The proposed DPAE model is an integrated digital environment that combines educational platforms, online communication tools, and cloud services, providing opportunities for effective collaboration on educational projects. The results of the experimental study demonstrated a statistically significant improvement in soft skills development indicators (communication skills, critical thinking, creativity, and teamwork) among students involved in project activities within the developed DPAE, compared to the control group. The study concludes that the implementation of digital project activity ecosystems in the educational process of universities is appropriate and promising. The practical significance of the research lies in providing a DPAE model that can be used to improve the quality of student training and their adaptation to the requirements of the modern labor market, as well as for further development of digital tools to support project activities in higher education.

Яковлева, Л. А.
Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов / Л. А. Яковлева ; Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 44-54. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

5.

Количество страниц: 12 с.

В статье исследуется эволюция корпоративного обучения, анализируется переход от традиционных форм к цифровым платформам в условиях глобальной цифровой трансформации. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации компаний к технологическим изменениям, где развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности. Как показывают данные LinkedIn, 94% сотрудников готовы сохранять лояльность к работодателю при инвестициях в их профессиональный рост, что подчеркивает важность современных образовательных решений. Однако традиционные методы обучения, основанные на очных лекциях и стандартизированных тренингах, уступают цифровым платформам, обеспечивающим гибкость, персонализацию и непрерывность освоения навыков. Цель работы - выявить закономерности трансформации корпоративного обучения, определить педагогические принципы и факторы, способствующие интеграции цифровых инструментов (ИИ, VR/AR, LMS-систем) в образовательные процессы. На основе исторического анализа выделены четыре этапа эволюции: от бихевиористских методов середины XX века до коннективистских моделей с использованием адаптивных технологий. Рассмотрены экономические, технологические и социальные аспекты перехода к цифровым форматам, включая рост рынка e-learning. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по проектированию гибридных моделей обучения, сочетающих цифровые инструменты с живым взаимодействием, инвестициям в цифровую грамотность и этическому аудиту алгоритмов. Перспективы исследования связаны с анализом влияния метавселенных и генеративного ИИ на корпоративное образование, а также долгосрочной оценкой релевантности цифровых инструментов в условиях меняющихся рынков труда. Результаты исследования могут быть использованы HR-специалистами для оптимизации образовательных программ и педагогами - для интеграции технологий в педагогический дизайн.
The article examines the evolution of corporate learning, analyzes the transition from traditional forms to digital platforms in the context of global digital transformation. The relevance of the topic is due to the need for companies to adapt to technological changes, where the development of human capital is becoming a key factor in competitiveness. According to LinkedIn data, 94% of employees are willing to remain loyal to their employer while investing in their professional growth, which underscores the importance of modern educational solutions. However, traditional teaching methods based on face-to-face lectures and standardized trainings are inferior to digital platforms that provide flexibility, personalization, and continuity of skill acquisition. The purpose of the work is to identify patterns of transformation of corporate learning, to identify pedagogical principles and factors contributing to the integration of digital tools (AI, VR/AR, LMS systems) into educational processes. Based on historical analysis, four stages of evolution have been identified: from behaviorist methods of the mid-20th century to connectivist models using adaptive technologies. The economic, technological and social aspects of the transition to digital forms, including the growth of the e-learning market, are considered. The practical significance of the work lies in the development of recommendations for the design of hybrid learning models combining digital tools with live interaction, investments in digital literacy and ethical audit of algorithms. The prospects of the study are related to the analysis of the impact of metaverses and generative AI on corporate education, as well as a long-term assessment of the relevance of digital tools in changing labor markets. The research results can be used by HR specialists to optimize educational programs and by teachers to integrate technologies into pedagogical design.

Сивцев, Н. Н.
Эволюция корпоративного обучения: от традиционных форм к цифровым платформам / Н. Н. Сивцев, Н. Ю. Туласынова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 2 (38). - С. 21-32. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-21-32
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-21-32

6.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматривается важность традиционных конкурсов и игр, проводимых в Олекминском техникуме, как эффективного инструмента для формирования студенческого сообщества среди первокурсников. Автор подчеркивает, что такие мероприятия не только углубляют академические знания студентов, но и способствуют установлению дружеских связей, созданию командного духа и развитию критического мышления. Также акцентируется внимание на поддержку талантливых студентов, поощрении их креативности и создании комфортной социально-психологической атмосферы, что особенно актуально в начале учебного пути. Статья подводит итоги значимости конкурсов как способа интеграции студентов в новый коллектив и их личностного роста, а также выражает уверенность в дальнейшем развитии традиций для формирования активного и сплоченного студенческого сообщества.
This article discusses the importance of traditional competitions and games held at the Olekminsky College as an effective tool for forming a student community among first-year students. The author emphasizes that such events not only deepen students’ academic knowledge, but also contribute to the establishment of friendly ties, the creation of a team spirit and the development of critical thinking. The author also focuses on supporting talented students, encouraging their creativity and creating a comfortable socio-psychological atmosphere, which is especially important at the beginning of their academic career. The article summarizes the importance of competitions as a way to integrate students into a new team and their personal growth, and expresses confidence in the further development of traditions for the formation of an active and cohesive student community.

Корнилова, М. Д.
Сплочение первокурсников: конкурсы и игры как средство формирования студенческого сообщества / М. Д. Корнилова, А. И. Шестакова ; ГБПОУ РС (Я) "Олекминский техникум" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 89-90.

7.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена важности коммуникативного подхода в обучении родному языку в национальной школе. Основное внимание уделяется формированию у учащихся практических речевых умений посредством стилистических упражнений.

Павлова, М. П.
Лингвистические упражнения на уроках якутского языка в 5 классе как средство коммуникации // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 87-88.

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются методические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста, а также роль кружковой деятельности в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку.
The article examines the methodological foundations of developing coherent speech in older preschool children, as well as the role of club activities inensuring an individual approach to each child.

Корякина, Т. М.
Кружок "Юный блогер" как средство развития связной речи детей 5-6 лет / Т. М. Корякина ; ГАПОУ РС (Я) "Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 81-86.

9.

Количество страниц: 3 с.

Статья посвящена методической работе по совершенствованию каллиграфии среди учащихся начальных классов на основе методики "Умная каллиграфия" Елены Александровны Сувориной. Автор делится личным опытом адаптации этой методики для якутских школьников с учетом региональных особенностей. Особое внимание уделяется важности развития каллиграфических навыков для формирования общей учебной дисциплины, повышения самооценки и улучшения успеваемости. В статье рассматриваются ключевые аспекты методики, такие как письмо с проговариванием, ориентация на листе бумаги, анализ и моделирование букв, использование цифровых ресурсов и самостоятельный контроль учениками качества своего письма. Приведены практические примеры и результаты, демонстрирующие эффективность подхода.
The article is devoted to methodological work on improving calligraphy among primary school students based on the "Smart Calligraphy" methodology by Elena Suvorina. The author shares her personal experience of adapting this methodology for Yakut schoolchildren, taking into account regional characteristics. Particular attention is paid to the importance of developing calligraphic skills for the formation of a general academic discipline, increasing self-esteem and improving academic performance. The article discusses key aspects of the methodology, such as writing with pronunciation, orientation on a sheet of paper, analysis and modeling of letters, the use of digital resources and independent control by students of the quality of their writing. Practical examples and results are given demonstrating the effectiveness of the approach.

Винокурова, М. Н.
Развивающая каллиграфия "Саҥарар сурук-бичик" / М. Н. Винокурова ; МБОУ "Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов им. А. Осипова" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 33-35.

10.

Количество страниц: 2 с.

Авторы статьи уверены, что музейные экспонаты являются не просто объектами культурного наследия, но и важными источниками информации, которые заслуживают изучения и анализа литературы. Фрагмент мачты фрегата "Паллада" стал источником для изучения путевых очерков И. А. Гончарова, где описывается изображение самобытности якутского народа второй половины XIX века.

Федорова, Г. И.
Музейный экспонат – фрагмент мачты фрегата "Паллада" как основа для изучения путевых заметок И. А. Гончарова / Г. И. Федорова, А. А. Федорова ; МБОУ "Таттинский лицей им. А. Е. Мординова" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 75-76.